Знаменитые женщины > Александра Петровна Струйская

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Александра Петровна Струйская

Возлюбленные, музы известных людей - - Опубликовано 06.05.2008 в 22:29

(1754-1840)

Об Александре Петровне Струйской, урожденной Озеровой, известно немного. В 1772 году, восемнадцати лет от роду (по другим сведениям, четырнадцати), она была просватана за богатого вдовца Николая Еремеевича Струйского. Пережила мужа на сорок с лишним лет. Имела восемнадцать детей, десять из которых умерли в младенчестве. Ее внуком был известный поэт А. И. Полежаев.

…К свадьбе с Александрой Петровной жених готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты – самого Струйского и его невесты.

Рокотов писал многих известных красавиц своего времени: княгиню Е. Н. Орлову, графиню Е. В. Санти, княгиню А. А. Голицыну. По рождению и положению своему эти женщины относились к высшему аристократическому кругу. «Образы Рокотова возникают из мрака живыми и трепетными, как воспоминания, закрепленные чудесной, может быть, несколько идеализирующей кистью художника», – пишут искусствоведы.

Именно эту аристократическую утонченность, недоступность подчеркивал художник. Совсем другой показалась ему красота Озеровой. Она несла в мир добро и любовь. Это притягивало к ней всех.

Портрет Александры Петровны – словно воздушный полунамек. Ничего не вырисовывая до конца, передает Рокотов прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос, светлое лицо с затененными глазами.

Была ли Александра Петровна счастлива в своем замужестве? Все, кто бывал в Рузаевке, имении Струйского, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. Николай Еремеевич пугал своими причудами (после его кончины жена выпустит из жутких сараев крепостных, многие годы просидевших там по воле жестокого хозяина в темноте, грязи и уже – безумных…). Да и с женой, судя по всему, Струйский обращался по-крепостнически: известно предание о том, что однажды он проиграл ее в карты какому-то помещику, увезшему Александру Петровну с собой на какое-то время. А о ней князь И. М. Долгорукий писал в воспоминаниях:

«Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». По словам князя, она была «дома, в деревне – строгая хозяйка и мастерица своего дела, в городе – не скряга… живала и в Петербурге и в Москве…».

Хозяйкой Александра Петровна действительно слыла отменной. Но жить во времени и быть свободным от него невозможно. При доме Александра Петровна завела целую ткацкую мастерскую, где работали семи-восьмилетние девочки. А когда какой-то крепостной отрубил топором голову одному из ее гуляк-сыновей, вдова-помещица приказала не кормить четыре дня ни людей, ни животных. Потом вся голодная деревня, включая орущих детей, присутствовала при жестокой экзекуции над виновным. С легкостью расправлялась красавица Струйская и с крестьянками, «очастливленными» ее любвеобильными сынками: срочно подыскивала им мужей и выдавала замуж. Именно так на свет появился будущий поэт Александр Полежаев.

…Когда Рокотов начал работать над заказными портретами Струйских, ему было около сорока лет. Точная дата рождения художника неизвестна, как неизвестно и многое из его биографии. Одно очевидно: живописец отличался удивительной проницательностью. Когда он брался за кисть, ему, казалось, были ведомы все «души изменчивой приметы». И надо думать, когда впервые предстала перед ним позирующая невеста Струйского, он понял всю беззащитность ее перед жизнью, предвидел ее будущее рядом с диким сумасбродом. И, конечно, был тронут этой юной, ничем не замутненной красотой.

Мы ничего не знаем об отношениях, которые связывали этих двух людей. Да были ли какие-нибудь отношения? Известно, что в течение многих лет, вплоть до смерти Струйского в 1796 году, Рокотов часто бывал в Рузаевке и считался другом дома. Давнее знакомство связывало художника с богатым помещиком.

К самому Струйскому он, очевидно, не испытывал особых дружеских чувств. И свидетельством тому – портрет хозяина Рузаевки. С небольшого полотна смотрит на нас человек с худым, неврастенического склада лицом, с глазами маленькими, пугливыми, озлобленными и горящими, как угли, одновременно. Образ его полон беспокойства, свидетельствует о внутренней неуравновешенности. В нем удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. У себя в деревне Струйский завел первоклассную типографию, изданиями которой Екатерина хвалилась перед иностранными послами, и ввел… средневековые пытки провинившихся крестьян. Маниакальный стихотворец, страстный почитатель А. Сумарокова, откровенный графоман, он терроризировал своих гостей чтением собственных велеречивых опусов.

Видимо, все-таки самым важным, что влекло Рокотова в Рузаевку, была Александра Петровна. На портрете навсегда запечатлен ее образ, спустя столетия вдохновивший поэта Николая Заболоцкого на создание известного стихотворения:

…Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?..
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама

Информация Скотч оптом у нас.

Поиск в Яндекс

Запрос: