Знаменитые женщины > Матильда Феликсовна Кшесинская

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Матильда Феликсовна Кшесинская

Балерины, танцовщицы - - Опубликовано 06.05.2008 в 22:09

(1872-1971)

Имя балерины Матильды Кшесинской не без причин окружено атмосферой скандала. Любовница последнего русского царя в бытность его наследником и двух великих князей, эта женщина, несомненно, занимает место в ряду «роковых» героинь истории.

Подобно многим из них она отнюдь не была красавицей. Небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами, она смотрит с фотографий начала ХХ века живым и вызывающим взором, показывая в улыбке ровные белые зубы.

Директор императорских театров Владимир Теляковский, человек строгой нравственности, резко отзывался о Кшесинской в дневниках:

«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».

Особняк в стиле модерн, дача в Стрельне, превосходившая комфортом тамошний дворец, специальный поезд, подвозивший на эту дачу гостей в дни рождения хозяйки, грандиозные банкеты в лучших ресторанах… Все это охотно регистрировала газетная хроника Петербурга наряду с самоубийствами из-за голода, эпидемиями холеры и громкими процессами растратчиков.

Но несметное богатство и скандальный почет не заслоняли главного. Больше всего Кшесинская стремилась все-таки завоевать непререкаемое первенство в балете, которое постоянно ускользало из рук нетерпеливой примы.

Матильда Мария Кржесинская (так по паспорту) родилась 19 августа 1872 года. Она была самым младшим – тринадцатым – ребенком в семье «короля мазурки» Феликса Кшесинского и артистки кордебалета Юлии Деминской, в первом замужестве Леде. Феликс Иванович приехал в Россию из Варшавы в середине XIX века и остался здесь навсегда, до конца дней своих не расставаясь со сценой.

По преданию, прадед Матильды еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры – и стал впоследствии одной из звезд польской оперы.

Феликс Кшесинский выступал и со старшей дочерью Юлией, солисткой кордебалета, и с младшей, Малечкой, как ее ласково называли близкие. Этот жизнелюб был хлебосольным, гостеприимным хозяином и замечательным кулинаром, но при этом обладал еще и огромным трудолюбием. Сын его Иосиф тоже стал прекрасным исполнителем характерных танцев, мастером балетной пантомимы. А Матильда, которую сразу после дебюта в апреле 1890 года критика назвала «первоклассной восходящей звездой», заняла со временем положение примадонны императорской сцены и прославила русский балет.

Восьми лет Малечка поступила в балетное училище приходящей ученицей. Она равнодушно вслушивалась в ленивые замечания своего педагога Льва Иванова – азы этой науки давно уже затвердила дома. Зато, перейдя в пятнадцать лет в класс Х. П. Иогансона, Малечка встретила в нем «не только выдающегося учителя, но поэта, художника, вдохновенного творца». Она продолжала заниматься с ним и после окончания училища, как и другие ученицы, «высоко ценя въедливые замечания» старого мастера. «Я в большой мере обязана ему своей карьерой», – признавалась она.

Малечка окончила школу экстерном и, как ее сестра еще семь лет назад, была зачислена в труппу Мариинского театра. Главные партии балетного репертуара тогда исполняли преимущественно итальянские гастролерши. Соперничество с ними стало целью многих выпускниц школы, в первую очередь Кшесинской. Но техника ее все же оставляла желать лучшего… Не расставаясь с Иогансоном, она начала брать уроки у Э. Чекетти. Результат не замедлил сказаться.

…В конце марта 1890 года в училище состоялся выпускной экзамен, на котором присутствовала вся царская семья. После спектакля Александр III спросил: «А где же Кшесинская?». И когда ее подвели к царю, Александр пожал ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета!» А на торжественном ужине после выпускного спектакля она сидела рядом с будущим наследником престола, двадцатидвухлетним цесаревичем Николаем. Потом она напишет:

«…он произвел на меня редко приятное впечатление, я чувствовала, что он мне не на шутку понравился, и не на один день…»; «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».

По некоторым свидетельствам современников, роман этот был тщательно спланирован придворными наставниками, стремившимися сделать из Николая не мальчика, но мужа, а для обольщения балерины наследнику выделили немалую сумму денег. Но главные герои искренностью своего отношения друг к другу заметно изменили ход игры, предполагавшей лишь забавный адюльтер.

Чувства, переполнявшие душу Малечки, не могли, конечно, не отразиться и на творчестве. Утверждая себя в первом самостоятельном, сложном по исполнению балете «Калькабрино» – последнем произведении Минкуса, увидевшем свет уже после смерти автора и поставленном Петипа, Кшесинская доказала, что русские танцовщицы могут в таком же совершенстве овладеть виртуозной техникой, как и итальянки. В январе 1893 года она дебютировала в партии Авроры в «Спящей красавице», впоследствии одном из коронных ее балетов. Сам П. И. Чайковский приходил за кулисы, чтобы лично поблагодарить ее. А в конце этого же года в Петербург приехала Пьерина Леньяни… Невероятными по количеству (32 оборота!) фуэте она сразу же поставила новый рекорд по части танцевальной техники и моментально покорила публику. Малечка, уже считавшая себя единственной претенденткой на место главной балерины Мариинки, вынуждена была начать свое первое серьезное соревнование.

Выступления Леньяни совпали по времени с помолвкой и свадьбой наследника, вскоре ставшего императором Николаем II. Кто-то постарался удалить Малечку из Петербурга – она уехала на гастроли в Монте-Карло, где брат и сестра Кшесинские имели оглушительный успех. Потом – столь же успешные гастроли в Варшаве вместе с отцом.

В мае 1896-го, для участия в коронационных торжествах, артисты Мариинки должны были соединиться в Москве с коллегами из Большого театра для репетиций парадного балета «Жемчужина» на музыку Дриго. Постановку осуществлял Петипа, главные партии исполняли Леньяни и Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным… Ей пришлось пустить в ход все свои связи, чтобы заставить дирекцию ввести ее в уже готовый балет.

В 1899 году для Кшесинской возобновили «Эсмеральду», ставшую лучшим балетом ее репертуара. «А ты любил?» – спросил ее Петипа, так и не выучивший русский. – «О да!» – «А ты страдал?» И он объяснил, что только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды.

В 1900 году соревнование двух танцовщиц закончилось двумя короткими балетами Глазунова – «Испытанием Дамиса» и «Временами года». Условия поединка оказались неравными. Леньяни в своем роскошном, но совершенно неудобном для танца костюме, да вдобавок на каблуках, в самом начале была поставлена в неравные условия по сравнению с Матильдой. Кшесинская торжествовала победу: в коротком золотистом одеянии она легко и изящно «плела на пальцах кружева» в виртуозной вариации и красовалась в адажио – одном из шедевров Петипа. На следующий год контракт с итальянкой не был возобновлен, и Малечка стала хозяйкой петербургской балетной сцены.

Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала – двадцать восемь фуэте».

В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца великого князя Андрея, с которым у нее был роман.

Собственно, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно и по сию пору. Великий князь Сергей Михайлович, с которым балерина жила «официально», до конца жизни считал его своим сыном

Гастролируя в Вене в 1903 году, первой из русских артисток Кшесинская получила приглашение в Америку на очень выгодных условиях. Но отказалась – не хотелось надолго расставаться с маленьким сыном. Ей рукоплескали Варшава, Париж и Лондон, но всем другим сценам она предпочитала Мариинку, где выступала и в старых классических балетах, и в новых постановках Михаила Фокина.

Как и многие люди искусства, Кшесинская не осознавала границ своего таланта. Ей хотелось танцевать решительно все! Естественно, когда Фокин предложил ей выступить в своем первом балете, она охотно согласилась. Безнадежность этого союза обнаружилась тут же. Кшесинскую в спектакле затмила Анна Павлова, и балетмейстер именно ей передал партию, которую первоначально исполняла примадонна.

Оскорбленная Кшесинская ревниво следила за дальнейшими успехами Фокина. Она еще раз пыталась сотрудничать с ним, взяв другую партию, в которой между тем негде было блеснуть виртуозностью танца. За неделю до спектакля Матильда Феликсовна коварно отказалась от своего участия. И снова Павлова заменила ее, помешав сорвать спектакль… Знаменитая примадонна стала злейшим врагом Фокина.

Танцовщица уже вступала в свое пятое десятилетие. Официально она оставила службу, «согласно прошению, по домашним обстоятельствам, с 1 июня сего 1904 года». Но дирекция приглашала ее на отдельные балеты, уплачивая 500 рублей за спектакль, ей было присвоено звание заслуженной артистки. Она не помышляла об уходе и после двадцатилетнего юбилея. Даже упрямый Фокин сдался и выступил с ней в «Шопениане».

«Талант г-жи Кшесинской, ты словно несокрушимый мавзолей!» – восклицал рецензент в 1914-м.

Балерина принимала эти похвалы всерьез.

Неизвестно, сколько времени еще танцевала бы Кшесинская, если бы не революция… В пору Временного правительства ее личность еще интересовала газетчиков. Тот самый «Петроградский листок», который год назад «пел» дифирамбы могущественной балерине, теперь публиковал сенсационные разоблачения под заголовками: «16 пудов серебра из палаццо Кшесинской», «Шпионаж и балерина» и т. п.

В мае 1917-го Матильда Феликсовна последний раз выступила в России – на сцене консерватории, где когда-то сделала первые шаги к славе, танцевала перед солдатами и матросами. Она была свидетельницей разграбления собственного особняка и даже подала на большевиков в суд. Тот предписал незваным гостям освободить недвижимость владелицы в кратчайшие сроки, однако большевики из особняка так и не съехали…

Князь Сергей Михайлович погиб в Алапаевске вместе с другими Романовыми. Умирая в заброшенной шахте, он сжимал в руке маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью «Маля»…

19 февраля 1920-го Матильда Кшесинская навсегда покинула родину, отплыв в Константинополь на итальянском лайнере «Семирамида».

Через девять лет она дала первый урок в своей студии в Париже. Брать у нее уроки приезжали балетные звезды Англии и Франции Марго Фонтейн и Иветт Шовире. Постоянно поддерживая форму, Матильда Феликсовна в свои шестьдесят четыре года выступила в благотворительном концерте в лондонском «Ковент-Гардене», с триумфом исполнив «Русский танец». До конца жизни она оставалась русской и, узнав о вторжении фашистских войск в Россию, записала в своем дневнике: «Что будет с нашей несчастной родиной, что будет с нами!»

В октябре 1956 года ушел из жизни спутник ее жизни, великий князь Андрей. Сама Матильда Феликсовна умерла в Париже 6 декабря 1971 года, чуть-чуть не дожив до столетнего юбилея…

«Я любила и люблю мое искусство и не могу быть безразличной к тому, что касается русского балета, – писала девяностолетняя Кшесинская в одной из последних глав своей книги. – В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…»

В начале 1996 года в особняке Кшесинской открылась постоянно действующая выставка, посвященная балерине, впервые был показан и фильм «Матильда», куда вошли несколько чудом сохранившихся кадров хроники, запечатлевших живую Малечку в 1914 году. И создание фильма, и открытие выставки были бы невозможны без деятельной помощи бизнесмена Константина Севернарда, правнучатого племянника первой звезды русского балета. Он считает себя прямым потомком Кшесинской: Севернард утверждает, что его бабушка, племянница балерины, на самом деле была ее дочерью от… Николая II, роман с которым у Кшесинской возобновился в 1910 году. Ни доказать, ни опровергнуть эти сведения пока не представляется возможным…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: