Знаменитые женщины > Анна Ивановна Щетинина

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Анна Ивановна Щетинина

Первооткрывательницы и ученые - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:38

(1908-1999)

Анна Ивановна Щетинина

В семье стрелочника со станции Океанской Ивана Щетинина детей было трое: старшая Шура, Аня и Володя. Довелось Ивану Ивановичу поработать и лесником в Шкотовском уезде, где семья поселилась на берегу реки Майхэ, в шести верстах от села Новохатуничи. Лесник научил своих ребятишек ездить верхом на лошадях, стрелять из винтовки и револьвера. Обучил и грамоте, хотя сам никаких школ не заканчивал.

«В особом почете, – много десятилетий спустя напишет Анна Щетинина в своих воспоминаниях «По разным морским дорогам», – у нас были книги по географии и естествознанию… Более всего привлекали меня книги о путешествиях…»

Когда отец вернулся с фронта (только что закончилась Первая мировая), семья переехала на 25-ю версту от Владивостока. Старшая дочь училась в городе, а младших, Анну и ее брата Володю, отправили в местную начальную школу, потом – в гимназию в Садгороде.

Летом свободное время вместе с ватагой соседских ребятишек любили проводить на море: купались, катались на бревнах, самодельных плотах, а то на какой-нибудь утлой лодчонке.

«Как старшая, я претендовала на роль капитана, но Володя (мужчина!) протестовал и не желал подчиняться. Приходилось физически воздействовать на «взбунтовавшийся экипаж». Потом, вспомнив, что дома опять достанется, я задабривала младшего брата чем могла, и мы шли домой в мире и согласии».

Анна твердо решила связать свою жизнь с морем. Она написала письмо начальнику Владивостокского водного техникума путей сообщения и вскоре получила приглашение «явиться лично». Ее пытались отговорить от принятого решения, но Анна оказалась на редкость несговорчивой. Из двухсот абитуриентов поступили сорок два человека, среди которых оказались еще две девушки.

Началась учеба, и, по словам Анны Ивановны, пришли заботы о добывании средств к жизни. На стипендию рассчитывать не приходилось: она выплачивалась лишь сорока процентам учащихся, и прежде всего тем, от кого ожидался толк. В число таковых ни Анна, ни ее сокурсницы не попали. Поэтому она наравне с парнями – с десяти вечера до шести утра – работала на погрузке и разгрузке пароходов. А в восемь часов – на занятия.

В июне 1926 года юная Анна вместе с несколькими сокурсниками и двумя сокурсницами начала флотскую жизнь палубным учеником на готовившемся к отходу в рейс пароходе «Симферополь».

Началась первая практика с «простого» задания – почистить трюмы после груза соленой рыбы.

«Вы что же, бабье, в самом деле собрались в рейс идти? Не было этого и не будет! Еще раз появитесь на судне – раздавлю. Не плавали с бабами и не будем!..»

Это одна из самых безобидных шуток, которыми одаривали Анну и ее подруг некоторые бывалые «морские волки». Вскоре после первой практики две Аниных сокурсницы из техникума ушли. Анна осталась – не на ту напали!

Началась первая морская практика: палубные работы, вахты вне зависимости от того, штиль на море или проливной дождь с ветром… По вечерам Ань-Вань, как ее прозвали на пароходе, становилась педагогом – вела занятия в кружке малограмотных матросов. Первый заграничный порт Хакодате, первая «тамошняя» покупка – отрез на платье…

После рейса – снова учебные будни. В общежитии Аня проживала до третьего курса в одной комнате-кубрике, по-морскому, – вместе с восемью однокурсниками.

«Сама я себе установила и строго выполняла такие правила: вставала и умывалась, когда все еще спали, а когда ребята начинали вставать, я готовилась к занятиям, не обращая на них никакого внимания. Потом мы шли завтракать и отправлялись в учебный корпус».

Порядки в техникуме и общежитии были строгие, и гости со стороны появлялись здесь нечасто. А когда такое случалось, то Анины сокурсники просили ее сказать, если потребуется, что девчата забежали на чай к ней.

Однажды к Ане на самом деле пришел гость. Сокурсники встретили его очень прохладно. А после устроили выволочку: «Как ты могла пригласить в общежитие чужого парня? Чтобы это было в первый и последний раз!»

Когда в конце второго курса техникум посетила московская комиссия, одна важная дама в ужасе всплеснула руками: «Что?! Девушка вместе с ребятами?! Неслыханно! Немедленно переселить!..»

«…И переселили. Через два дня ребята со всем имуществом перенесли мою койку в учебный корпус, где мне отвели комнату. Устроили маленькое новоселье, и я осталась одна. Заниматься по старой привычке ходила в девятый кубрик…»

После очередной практики Анна, по ее замечанию, неожиданно для всех вышла замуж за радиста Николая Качимова. Жили уже не в общежитии, а в доме сестры Шуры и ее мужа, куда по вечерам на посиделки с чаем и музыкой собирались многочисленные друзья из техникума. Анна порой не успевала подготовиться к занятиям, поэтому на время зачетов и экзаменов опять перебиралась в общежитие.

О своей семейной жизни Анна Ивановна рассказывает весьма скупо – всего лишь несколько эпизодов. Есть среди них и такой.

«Целый день я трудилась. Возвращение домой несло новые заботы и хлопоты. Надо было что-то купить, что-то готовить. Надо было, между прочим, наводить порядок и в квартире… Само собой получалось, что все это приходилось делать мне. А «глава семьи», обложившись ворохом захваченных по пути газет и журналов, «повышал свой уровень». Я как-то не задумывалась над этим и считала, что так и должно быть.
Потом – обед, который всегда проходил весело и хорошо, даже если что-либо было не так. Потом посуда и прочее, а муж продолжал «повышать свой уровень». Потом сборы в театр, в кино или к друзьям. И при сборах разговор:
– Дай мне серую рубашку и галстук в горошек.
– Да она не выглажена.
– Так можно погладить.
Разглаживается рубашка, находится галстук. Наконец муж одет. Но надо же и хозяйке одеться. Все делается наспех, побыстрее, потому что времени практически уже не остается.
И тут нетерпеливое:
– Вечно тебя приходится ждать…
Тогда-то меня и осенило: почему так происходит?»

Задумалась – и перевоспитала мужа. Даже сестра Шура удивлялась: чем ты, дескать, его лечила? Муж стал не только рубашки гладить, но и даже и картошку чистить. Анна Ивановна, к сожалению, не раскрывает своих воспитательных секретов, которые наверняка не устарели и сегодня, спустя более 70 лет. Раз имела силы и энергию, чтобы держать в узде целые экипажи, то уж с одним мужем справиться, видимо, было легче. Как вспоминают непосредственные участники этих воспитательных процессов, Ань-Вань с провинившимися не церемонилась: и послать могла куда подальше, и наказать вплоть до списания на берег во время рейса…

После окончания техникума Анна Щетинина получила диплом штурмана малого плавания и направление в АКО – Акционерное Камчатское общество, занимавшееся добычей, переработкой и транспортировкой рыбы и крабов. Пришлось ей поработать матросом и на катере, и на теплоходе «Охотск», и третьим помощником капитана на пароходе «Ламут», и старшим помощником на траулере «Гага», который перегоняли из Италии во Владивосток… Капитаном же стала в двадцать семь лет. Первая в мире женщина-капитан вызывала своим умением, хладнокровием, знаниями, а со временем и опытом удивление и изумление моряков всего мира.

Когда в сентябре 1935 года она привела в Петропавловск из Гамбурга, обогнув Европу и Азию, крупное, современное по тем годам судно «Чавыча», приобретенное для рыбацкого флота Камчатки, корабли, стоявшие в порту, встречали его флагами расцвечивания и приветственными сигналами. В 1936 году Анна Ивановна получила свою первую награду – орден Трудового Красного Знамени. В 1938-м она добилась командировки на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, за два с половиной года окончила четыре курса. Завершала учебу уже после войны… Муж, радист транспортного флота, попал под репрессии, но повезло: освободили… Когда началась Великая Отечественная, он остался воевать на Ладоге.

В июне 1941 года, в должности капитана балтийского парохода «Бира», Щетинина собиралась Северным морским путем идти на перегон на Дальний Восток. Вечером 21 июня судно прибыло в Ленинград. Одна ночь переменила все планы: началась Великая Отечественная… Анна Ивановна получила под командование небольшой пароход «Сауле», перевозивший на Балтике боеприпасы, уголь и продовольствие.

В августе 1941 года «Сауле» был направлен в Таллин для участия в эвакуации населения из города. Судно подвергалось непрерывным налетам вражеских бомбардировщиков, получило повреждения, на его борту были убитые и раненые. Матросы с военного катера подобрали на воде отброшенный взрывом ее китель, предположив самое худшее. Но капитан Анна была жива и, главное, не потеряла самообладания… Судно было отбуксировано в бухту Сууркюляй. За восемь суток, которые казались бесконечными, ликвидировали повреждения, и «Сауле» на ручном рулевом управлении благополучно «дотянул» до Ленинграда. За этот подвиг Анну Ивановну наградили орденом Красной Звезды.

На канонерской лодке «Селемджа» произошла ее встреча с мужем, командиром группы связи, который прослужил всю войну в составе Ладожской военной флотилии.

Сделав несколько рейсов через Тихий океан на старых судах, отремонтировав одно из них в Ванкувере, где канадцы из уважения к «леди капитану» «к старой трубе приделали новый пароход», Анна Щетинина в феврале 1943 года приняла в Лос-Анджелесе второе судно, переданное в Дальневосточное пароходство на условиях ленд-лиза, под названием «Жан Жорес». Крупнотоннажные сварные сухогрузы типа «либерти» обладали прекрасными мореходными качествами, но имели и серьезный недостаток: во время шторма могли разломаться по сварному шву. В декабре 1943-го «Жан Жорес» под ее командой принимал участие в спасении парохода «Валерий Чкалов», переломившегося пополам в условиях жестокого шторма.

Однажды в Аляскинском заливе в шторм стал разламываться и «Жан Жорес». Выдержка капитана и оперативные действия всего экипажа позволили судну самостоятельно, не подавая в эфир «SOS», добраться до острова Акутан.

О совместной работе с Анной Щетининой вспоминает капитан дальнего плавания Макс Зильберман:

«В 1944 году я пришел из очередного рейса… Случайно встретился с Анной Ивановной, и она предложила мне пойти к ней на пароход «Жан Жорес» вторым помощником. Отход был назначен на следующий день, и я согласился… Прежде всего на судне совершенно не чувствовалось, что капитан – женщина. Ни у кого и в мыслях не было посмеяться, подшутить. Анна Ивановна не давала ни малейшего повода. Надо сказать, что всегда подтянутая, аккуратная, в кителе, юбке и берете, она никогда не строила из себя «мужчину»…
Как командир она очень бережно относилась к людям. Во время войны было строгое правило: не пускать на судно пьяных членов экипажа. И вот вахтенный помощник запретил нетрезвому матросу подняться на борт.
Утром доложил об этом Анне Ивановне. На ее вопрос, где же матрос теперь, штурман пожал плечами: «Не знаю». Анна Ивановна была возмущена. «Как не знаете! – воскликнула она. – Вы ведь не пустили человека домой. Куда же он пошел? А вдруг что-нибудь случилось!»
На попытку штурмана сослаться на приказ Анна Ивановна ответила категорично: «Приказ есть приказ, но есть и человеческие отношения».

После войны Анна Ивановна вновь работала на Балтике, получив через двенадцать лет после поступления в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, диплом о высшем образовании. Особенно тяжелым оказался для женщины-капитана 1950-й: в этот год она потеряла мужа, сильно болела мама. Отчасти поэтому капитан Щетинина перешла работать на берег и стала старшим преподавателем Ленинградского высшего мореходного училища. Через шесть лет получила степень доцента. А в 1960-м была откомандирована во Владивосток, в Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адмирала Г. И. Невельского. Анна Ивановна стала начальником кафедры управления судном. Преподавала, вела практику и продолжала ходить в море на учебном судне «Меридиан», сухогрузах «Орша», «Орехов», «Охотск», «Антон Чехов». Писала книги воспоминаний и учебники, по которым учились все судоводители СССР, растила морскую смену.

С уходом из ДВВИМУ Анна Щетинина стала капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства и снова выходила в плавание, обучая высшему штурманскому океанскому «пилотажу» «морских волков», уже убеленных сединами. Она не была обойдена наградами, но звание Героя Социалистического Труда, по праву заслуженное ею, получила только после третьего представления.

Как-то, придя с очередной практики (были 1970-е годы), Анна Ивановна, смеясь, рассказывала, что, заходя в один из портов США, отказалась от услуг лоцмана. А заход в бухту был сложный. Когда на борт поднялись представители служб и узнали, что капитан – женщина, были просто ошарашены. К тому времени Анна Ивановна не была так известна за рубежом, как в годы войны…

Ее качества организатора особенно проявились при создании в 1973 году знаменитого Клуба капитанов Дальневосточного пароходства. Анну Ивановну избрали его председателем. Она оставалась на своем посту до тех пор, пока Клуб не перерос в Дальневосточную ассоциацию морских капитанов. Ныне эта организация объединяет более тысячи капитанов Дальнего Востока.

«По морским писаным и неписаным правилам нельзя свистеть на судне, нельзя упоминать черта, хотя можно проклинать при неудаче веру, могилу, гроб, душу, предков, селезенку и печенку… Женщина на борту приносит несчастье, но ко мне это не относится…» (Из книги Анны Щетининой «По разным морским дорогам»).

Комментариев: 5

  1. scott пишет:

    < a href = “http://google.com/?p=5&lol= dictatorial@hettys.rejects“>.< / a >…

    good info!…

  2. Alexander пишет:

    < a href = “http://google.com/?p=8&lol= youve@disreputable.wordy“>.< / a >…

    thanks!…

  3. lewis пишет:

    < a href = “http://uk.albumrain.ru/?p=26&lol= encouragingly@ancistrodon.ebony“>.< / a >…

    спс за инфу….

  4. Daniel пишет:

    < a href = “http://gov.mp3route.ru/?p=41&lol= sophistication@excommunicated.gluttons“>.< / a >…

    ñïñ….

  5. kelly пишет:

    < a href = “http://tremendous.37p.ru/?p=12&lol= walk@policemens.chousin“>.< / a >…

    thanks….

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос:


Copyright © 2008 Знаменитые женщины | Наверх | Sitemap
Уютная мини гостиница с первоклассными номерами.;http://sexkzn.com - лучшие индивидуалки Казани . Далее.