Знаменитые женщины > Джульетта Мазина

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Джульетта Мазина

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:34

(1921-1994)

Джульетта Мазина

Уроженка Сан-Джорджо ди Пьяно, что неподалеку от Болоньи, девочка по имени Джулия Анна и не мечтала о славе большой киноактрисы. Старшая в семье учительницы и скромного служащего, она после начальной школы уехала в Рим к тетке, не имевшей своих детей, чтобы окончить там гимназию сестер урсулинок. Увлекшись археологией, поступила в университет, где стала играть в студенческом экспериментальном театре. Ее заметил кто-то из профессионалов, и вскоре Мазину пригласили участвовать в радиопостановках.

Она усиленно занималась техникой речи, стремясь избавиться от северо-итальянского диалекта, и озвучивала забавные радиоскетчи из серии «Чикко и Паллина», сценарии которых неизвестный автор подписывал так: Федерико Феллини. Через какое-то время она познакомилась с этим худощавым, остроумным парнем.

«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что все могло бы сложиться как-то иначе, – признавался он впоследствии. – Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда…»

Интересно, что к своему главному жизненному выбору Феллини подошел тоже случайно. Его отец, торговец винами и сладостями, видел сына в будущем только адвокатом. А несносный мальчишка все свободное время проводил за «пустыми художествами» и даже открыл в своем родном городе Римини маленькое «ателье», где рисовал карикатуры на клиентов. Едва встретив свое 18-летие, Федерико отправился во Флоренцию, где работал наборщиком в типографии, сочинял тексты и рисовал для юмористических журналов. Честолюбивые мечты привели юношу в Рим, здесь он тоже сменил чуть ли не десяток профессий. Потом познакомился с популярным актером варьете Альдо Фабрици, который ввел его в мир театра и кино. В это же время, помня о наставлениях отца, он даже поступил учиться экстерном на юридический факультет Римского университета. Успевал и писать сценарии для радиопостановок.

«Федерико не произвел на меня особого впечатления, – откровенничала Джульетта. – Дружелюбный молодой человек – и все».

Однако вскоре они объявили о помолвке. Феллини сразу же переехал в дом тети Джулии, где жила его любимая. Обвенчались они несколько месяцев спустя, когда беременность Джульетты скрывать уже было невозможно.

Окружающие недоумевали: что соединило таких разных внешне людей, каковыми являлись Федерико и Джульетта? Почему этот черноволосый красавец, обожавший пышногрудых женщин, выбрал в подруги жизни столь малозаметное существо?

«Она была хрупка и нуждалась в защите. Милая и невинная, добродушная и доверчивая. Я властвовал над нею, был рядом с ней великаном. Она всегда смотрела на меня снизу вверх – и была мной очарована», – так спустя годы отвечал на этот вопрос сам режиссер.

Через несколько недель после свадьбы произошло непредвиденное: Джульетта упала со стремянки. Результатом падения стал выкидыш. Вторая беременность закончилась рождением долгожданного сына. Но через две недели ребенок умер от порока сердца… Больше детей Бог им не дал. Хотя такой эпикуреец и женолюб, каковым был Феллини, имел внебрачных детей на стороне. Измены мужа приносили Джульетте новые страдания, но она стоически переносила все беды. Федерико своеобразно утешал ее: «Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я. Зачем тебе дети, тебе хватит хлопот и со мной».

Пройдет полтора года после его смерти – и некая Анна Джованни поведает миру о своей многолетней связи с мастером. Оказывается, эта женщина была его тайной возлюбленной на протяжении… тридцати шести лет.

«Я была ему необходима постоянно… Только я одна могла взбодрить его и утешить в начале и в конце работы над каждым фильмом, когда он впадал в депрессию. Мой облик, мой тип красоты вдохновлял его, когда он выбирал актрис для своих картин… Он хотел, чтобы мы поженились. Это я отказалась».

Так свидетельствовала почтенная матрона, которой было уже за восемьдесят. Впрочем, свидетельствовать она могла о чем угодно – ни подтвердить ее правоту, ни опровергнуть ее слова сам Феллини уже не мог.

«Мазина знала обо всем, – утверждает журнал «Пари-матч». – Она молчала и ждала. Чувствуя важность и необходимость для него своего присутствия, помощи, участия, она понимала и всю беспредельность мира фантазий своего мужа. А в этих фантазиях слились два образа Женщины: хрупкая женщина-подросток, друг и помощница, и другая – воплощение желания».

Тем не менее именно Джульетту мэтр называл своим главным источником вдохновения. Ни одно ее появление в картинах других режиссеров никогда не становилось событием, все свои лучшие роли она сыграла в фильмах мужа – «Огни варьете», «Белый шейх», «Дорога» («Они бродили по дорогам» – в советском прокате), «Мошенничество», «Ночи Кабирии». В 1960-е она уже редко появлялась на экране, а в 1973-м выступила в телевизионной пьесе «Элеонора» по сюжету Феллини, тремя годами позже – в сериале «Камилла».

«Мне кажется, что созданный мною характер самоотверженной, терпеливой женщины сродни характеру русской женщины, – размышляла актриса об этой роли. – Она представляется мне похожей на мою Камиллу». «Кто знает, – добавляла она многие годы спустя, – может быть, мне еще придется когда-нибудь воплотить на экране русскую женщину…»

К сожалению, не пришлось.

Именно в «Дороге», в картине, сценарий которой был создан специально для нее, полвека назад произошло подлинное рождение великой актрисы Джульетты Мазины. В этой кинопритче она сыграла деревенскую девушку Джельсомину, из-за жестокой нужды ставшую спутницей бродячего циркача.

«Джельсомина росла как ребенок в течение десяти лет нашего брака, – рассказывала актриса после премьеры фильма. – Изо дня в день мой муж наблюдал за мной, делал заметки, выращивал этот образ. Многое он почерпнул из моих детских фотографий, многое – из жестов, подсмотренных на кухне, когда я злилась из-за пережаренного жаркого…»

Успех ленты был поистине ошеломляющим. Мировая критика нашла игру Мазины несравненной, гениальной. Как только ни называли актрису – и «муза Феллини», и «дитя-клоун», и «Чаплин в юбке»… Сам Чаплин впоследствии писал: «Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было». Однако на Венецианском кинофестивале 1954 года она, несмотря на отмеченный «Серебряным львом» фильм «Дорога», не получила никакой награды…

Правда, Мазину ждали другие призы, и более престижные. К «Оскару» за фильм «Дорога» прибавились награды, присужденные за «Ночи Кабирии» на международных фестивалях в Канне, Сан-Себастьяне, Москве. Мазина и Феллини совершили триумфальную поездку в Голливуд…

Композитор Нино Рота рассказывал, как однажды во время обеда Феллини заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта…» Все прекрасно знали, что ни Федерико, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, понятливо улыбнувшись, закивала: «Да, милый, там были чудесные артишоки».

Друзья вспоминают, что во время работы важнее всего для Феллини было мнение жены. Если она не присутствовала на съемочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по самым пустячным поводам.

Свои знаменитые красные шарфы он заказывал в дорогих ателье. Его мало интересовало, что у Джульетты, в отличие от прочих кинозвезд, нет ни меховых манто, ни россыпи бриллиантов. Она же экономила, сопровождала мужа на съемках, оплачивая билеты и гостиницы из своего кошелька…

Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Феллини. После вручения мастер оглядел зал из-под очков и крикнул жене, сидевшей в партере: «Перестань плакать, Джульетта!» Все камеры, как по команде, нацелили свои объективы на залитое слезами лицо Мазины. Но Джульетта зарыдала еще сильнее…

За год до смерти Федерико Феллини тяжело заболел. К нему никого не пускали, кроме жены. И вдруг она перестала приходить… Режиссер все время спрашивал медсестер: «Где Джульетта? Почему она не приходит?» Ему объясняли, что она занята, что скоро придет… Дело в том, что в свое время Джульетта, узнав о своей неизлечимой болезни, скрыла это от мужа, хотя врачи настоятельно советовали ей пройти курс лечения в клинике. Она прислушалась к их советам только тогда, когда Феллини положили в больницу в его родном Римини. Мазина спешно поехала в Рим, сославшись на срочные дела, и только тут узнала, что операция ей уже не поможет…

Тяжело больной Федерико, услышав от приятеля, что жена находится в госпитале, потребовал машину и отправился за пятьсот километров в Рим. Врачи предупредили его: «Мы не ручаемся, что вас довезут…» Но Феллини не послушался и – доехал. Джульетте и на этот раз каким-то образом удалось скрыть правду – Феллини так и не узнал, что она обречена. Он скончался от сердечного приступа, когда они с женой, как в молодости, сидели в ресторанчике, вспоминая день своего знакомства…

Джульетта пережила мужа всего на несколько месяцев и ушла из жизни в марте 1994 года. По легенде, на плите над их общей могилой в Римини выбита следующая фраза: «Теперь, Джульетта, ты можешь плакать…»

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: