Знаменитые женщины > Галина Павловна Вишневская

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Галина Павловна Вишневская

Певицы, музыканты - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:31

(р. 1926)

Галина Павловна Вишневская

…Отец с матерью подкинули ее бабушке шестинедельной крошкой, и при живых родителях та звала девочку «сироткой». Галя терпеть не могла это слово и всегда стремилась доказать, что она особенная. Отца она просто ненавидела: «В моей детской душе разгоралось пламя ярости и ненависти к нему самому, к его словам, даже к его голосу. У меня бывало непреодолимое желание подойти к нему сзади и ударить по красному затылку».

Но, тем не менее, когда родители расходились и отец спросил четырехлетнюю Галю, с кем она хочет остаться, та ответила: «С тобой». Только при этом условии можно было по-прежнему жить с бабушкой – единственным человеком, по мнению будущей певицы, который любил ее по-настоящему.

Пела Галя Иванова едва ли не с самых пеленок. Может, это передалось ей в наследство от матери, наполовину цыганки, прекрасно исполнявшей цыганские романсы. Уехав на Дальний Восток с новым мужем, она изредка писала дочери. Отец тоже пытался завести другую семью, и ему было не до Гали. А бабушка… Судя по всему, бабушка действительно очень любила внучку. Настолько, что, следуя ее капризу, во время войны отказалась эвакуироваться из Кронштадта.

«Как и все, в блокаду я была истощена от голода, – вспоминала спустя годы Галина Вишневская. – Бабушка сгорела у меня на глазах в квартире. (Она умерла, получив у буржуйки тяжелые ожоги. – Авт.) Меня спасло желание жить и – мечта. Я лежала, умирала с голоду и видела, как пою – в бархатном черном плаще и в большой шляпе. Если бы мечтала о куске хлеба, то уж точно умерла бы».

Весной 1942 года Галя Иванова была зачислена в отряд, в котором ей довелось получать армейский паек. До самого прорыва блокады она работала на разборке завалов, тушении пожаров и оказании медицинской помощи жителям города. В 1943-м в Ленинграде Галина устроилась помощником осветителя сцены в Выборгский Дом культуры.

Первый раз она вышла замуж в восемнадцать лет за молодого моряка Георгия Вишневского. Муж оказался ревнивым, не хотел, чтобы жена выступала на сцене. «Не брак был, а какая-то глупость, которая и длилась-то всего два месяца», – обронила как-то Галина Павловна. Она бросила Вишневского и все-таки стала певицей. Первого сентября 1944 года юная артистка, не имевшая никакого музыкального образования, поступила в… Театр оперетты.

За четыре последующих года Вишневская сыграла в этом театре сотни ролей, научилась танцевать, приобрела сценическую свободу. Ролями ее, надо полагать, не обделяли: восемнадцатилетняя дебютантка, наконец обретя долгожданные дом и семью, стала гражданской женой директора театра, сорокалетнего Марка Рубина. Правда, несчастья продолжали преследовать Вишневскую: в два с половиной месяца от отравления умер ее сын Илья.

Был в жизни Вишневской и такой случай, чуть не погубивший ее дальнейшую карьеру. Галина поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел испортить ее природные вокальные данные: верхние звуки пропали, и Галину уверили, что она поет меццо-сопрано. С этим она и попала к скромной учительнице, пожилой Вере Николаевне Гариной, дававшей частные уроки пения. Научив ее петь заново, она решительно определила:

«У тебя сопрано. Лирико-драматическое. Будешь петь сопрано. В опере. У тебя звезда на лбу…»

В 1948-м она ушла из театра и стала разъезжать с сольными концертами. «…наступило засилье советского репертуара и стало обязательным играть ту белиберду, что тащили к нам в театр ретивые борзописцы…» – так много позже объясняла свой уход Вишневская.

В 1952 году, случайно узнав о том, что Большой театр объявил конкурс в стажерскую группу, Галина решила рискнуть. До этого ни в одном подобном мероприятии она не участвовала. В первом же перерыве влетела в комнату жюри: «Здравствуйте! Я бы хотела спеть!» Ее осадили: а вы записаны? Нет?.. А у нас, понимаете ли, порядок. Напор продолжался, и мэтры из Большого сдались. Она исполнила романс Рахманинова и труднейшую арию из «Аиды», над которой филигранно работала с Верой Николаевной. Зал загудел: «Кто такая? Откуда?»

«В общем – сенсация. Меня – в комнату жюри:
– Консерваторию окончили?
– Нет, я там не занималась, брала частные уроки, пою в концертах, раньше четыре года пела в оперетте.
– В оперетте?!
Час от часу – новые открытия.
– Мы сегодня уезжаем в Москву, второй тур будет в Большом театре, вы сможете приехать?
– Конечно, смогу.
– Ждите вызова…»
(Галина Вишневская, «Галина»).

О том времени известный оперный режиссер Борис Покровский вспоминает так:

«Как будто кто-то свыше для проверки нашего художественного чутья заслал к нам молодую, красивую, умную, энергичную женщину с экстраординарными музыкально-вокальными данными, уже кем-то когда-то отработанными, отшлифованными, натренированными, с актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и дерзкой правдой на устах. Совершенно готовую для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой роли. В высшей степени профессионал!»

С виолончелистом Мстиславом Ростроповичем Галина Павловна познакомилась в апреле 1955 года на одном из приемов в ресторане «Метрополь». Вскоре они одновременно оказались в Чехословакии на фестивале «Пражская весна» и… решили больше не расставаться.

Пришлось пережить череду скандалов с Марком Рубиным, который не хотел ее отпускать, угрожал покончить с собой… Но в конце концов Галина все-таки вошла в семью Ростроповича. Отец его был великолепным виолончелистом, умер во время войны, мать, Софья Николаевна (по образованию пианистка), оставшись с двумя детьми – Вероникой и Славой – должна была работать день и ночь, чтобы поднять их. Жили в двух тесных комнатках коммунальной квартиры.

В марте следующего года у молодоженов родилась дочь Ольга, через год с небольшим – Елена.

«Не шутка иметь двух детей в России и быть примадонной, – вспоминает Галина Павловна. – Такого в театре не бывало: ни одна певица не имела двоих детей. А половина труппы вообще бездетные женщины, они и остались такими. У меня не было материальной возможности нанять няньку… Потом появилась Римма – няня и домработница, я бы сказала, член семьи (Римма появилась в семье Вишневской и Марка Рубина еще в 1952 году. – Авт.). Конечно, большая часть была на Римме – стоять в очередях, готовить, смотреть за детьми. Слава Богу, девочки выросли».

В конце 1960-х годов супруги подружились с писателем Александром Солженицыным. Мстислав Леопольдович невольно выступил против советской власти: нелегально провез через границу копировальную машину, предназначавшуюся для писателя. С помощью этого станка Солженицын организовал «самиздат» своих произведений. А когда Александра Исаевича исключили из Союза писателей и начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче.

Весной 1972 года Ростропович вместе с А. Сахаровым, Л. Чуковской, А. Галичем, В. Кавериным и другими деятелями науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии осужденных за убеждения и об отмене смертной казни.

С тех самых пор Ростропович и Вишневская не знали покоя: их концерты и записи на радио срывались, зарубежные гастроли запрещались. Любимые ученики, друзья, коллеги, которые вчера еще так преданно заглядывали в рот, вдохновенно застрочили доносы в компетентные органы. В конце концов в мае 1974 года вначале Мстислав Леопольдович, а затем и Галина Павловна с дочерьми уехали из СССР за границу.

15 марта 1978 года в Париже они из теленовостей узнали, что лишены советского гражданства…

«Был выбор, и я сама приняла решение – уехать, – подчеркивает певица сегодня. – Именно я увезла Ростроповича за границу, бросив театр, и до сих пор убеждена, что если бы этого не сделала, то он уже давно бы гнил в могиле».

За границу Вишневская и Ростропович выехали без копейки денег. Пришлось начинать с нуля.

«На Западе меня знали (я ездила за границу с 1955 г.), приехала туда известной певицей. Для меня ничего нового там не было – просто продолжила свою карьеру до тех пор, пока могла петь…»

Что бросилось ей в глаза при сравнении нашего театра и зарубежных?

«Такой атмосферы склок, какая была тогда в Большом театре, как, впрочем, и в любом театре нашей страны, нет нигде в мире, – убеждена Галина Павловна. – Потому что на Западе существует система контракта. С тобой подписывают контракт, и ты, скажем, поешь в этом сезоне три спектакля. За это платят большие деньги. Но если ты захочешь, чтобы для тебя постелили красный ковер перед выходом из театра и подали лимузин к подъезду, то скажи секретарю, оплати, и ты это получишь. Бесплатно никто ничего делать для тебя не будет!..»

Что и говорить: жизнь там отличается от той, которой живут оперные звезды сегодня в России. Роскошная, занимающая целый этаж квартира на одной из самых дорогих улиц Парижа, мебель, посуда, картины, цену которых могут определить только специалисты, ибо многие из них принадлежали еще царской фамилии; дома и квартиры в Лондоне, США, Санкт-Петербурге и Москве – все это куплено на деньги, заработанные Галиной Вишневской и ее мужем Мстиславом Ростроповичем.

Дочерей в свое время супруги определили в закрытую школу при католическом монастыре в Лозанне, в котором они провели больше года. Потом их увезли в Америку, где Лена и Оля изучали языки и остальные предметы, занимались музыкой. Потом родители сняли им квартиру. Они жили вдвоем, без взрослых, в свои семнадцать и девятнадцать лет. Окончив консерваторию, обе стали профессиональными музыкантами.

Личная жизнь у дочерей артистической четы сложилась весьма любопытно. У Елены муж итальянец, по профессии – фотомодель, у Ольги – американец. Это – уже вторые их браки. Весной 1991 года парижское бракосочетание Ольги оказалось самой блистательной свадьбой сезона – с сарафанами и кокошниками, изготовленными знаменитым Ив Сен-Лораном, и ансамблем из пятидесяти скрипачей…

В 1990 году Вишневской и Ростроповичу было возвращено российское гражданство.

Свой 75-летний юбилей певица отмечала на родной сцене – в Большом театре. Сюда Галина Павловна входила, по ее собственным словам, с открытой душой, как будто и не пролетело злополучных восемнадцати лет. Поднялась по лестнице и сразу же – на сцену, где вдохнула ни с чем не сравнимый запах родных кулис…

Сегодня Галина Павловна патронирует многие благотворительные фонды, вместе с мужем помогает детским учреждениям в Нижегородской области. В 1991-м в России вышла книга Вишневской «Галина. История жизни», которая до этого была издана на пятнадцати языках и стала одним из мировых бестселлеров. Весь гонорар за русское издание Галина Павловна передала в созданный ею фонд для помощи ветеранам сцены.

Главным своим делом сегодня Галина Вишневская считает Школу оперного искусства для выпускников консерваторий, которую она открыла 1 сентября 2002 года в Москве.

«Такой школы, как я задумала, в мире не существует – по замыслу, программе, дисциплинам… Еще Шаляпин мечтал о такой школе».

Время от времени супруг преподносит любимой Галине поистине сказочные дары. Так, однажды в Америке он предложил жене проехаться за город. Подъехали к массивным воротам какого-то поместья около Нью-Йорка, и Мстислав Леопольдович сказал: «Это тебе, имение называется Галино». Это был «утешительный» подарок после ухода певицы со сцены в 1982 году. Кстати, Галино сейчас фигурирует на всех американских картах…

Одна из малых планет Солнечной системы названа именем Галины Вишневской.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)


Поиск в Яндекс

Запрос: