Знаменитые женщины > Грета Гарбо

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Грета Гарбо

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:59

(1905-1990)

Грета Гарбо

Ее считали фантастически красивой и столь же талантливой. Грета Гарбо – таинственная, непостижимая женщина и величайшая актриса двадцатого столетия, удостоенная почетного титула «Божественная»… Мир поклонялся ей. Ее боготворили Пикассо, Шагал, Чаплин… В каждой роли – абсолютное перевоплощение! Неизменным оставалось только одно – неподражаемая притягательность и удивительная загадочность Гарбо.

Грета Густавсон родилась в шведском городе Гетеборге в 1905 году. Она была третьим ребенком в семье бедного работника и портнихи, где всегда царили порядок и спокойствие. Особого достатка в семье не было, но тем не менее отец старался приобщить детей к прекрасному – при любой возможности водил их на театральные спектакли… Маленькая Грета очень хотела быть… мальчиком. Придя как-то к сапожнику за башмаками, она объявила: «Я мальчик Густавсонов, пришел за ботинками». Даже став взрослой, она шутя говорила о себе: «Я добрый мальчик», или «Я была сегодня скверным мальчиком», или «Я помню, когда я была маленьким мальчиком…»

Детство закончилось, когда отец умер. Младшая Грета наравне со старшими пошла работать – сначала в парикмахерскую, потом в большой стокгольмский универмаг помощницей продавца шляпного отдела. Тогда же ее пригласили сняться в рекламном ролике магазина. Шестнадцатилетнюю девушку заметили профессионалы, и вскоре ей предложили маленькую роль в кино.

После выхода фильма начинающая актриса получила возможность поступить в школу при Королевском драматическом театре в Стокгольме. Там на нее обратил внимание знаменитый шведский режиссер Мориц Стиллер. Грета снялась в фильме Морица «Сага о Йесте Берлинге», и ее сразу заметили. Он же пророчески изрек:

«Такое лицо появляется перед камерой только раз в столетие… Она будет самой великой звездой!»

В 1924 году Стиллер задумал поставить восточную сказку с участием Греты, и они отправились в Турцию. Это путешествие могло бы стать свадебным, но Мориц официально еще состоял в браке и уже несколько лет бился над проблемой развода. Восточной сказки не получилось: средств на съемки в Турции не хватило и работу приостановили. Перед возвращением в Швецию съемочная группа заехала в Берлин, и Мориц уговорил Георга Пабста доверить Гарбо роль в фильме «Безрадостный переулок».

После этой ленты на актрису обратили внимание и американские режиссеры. Ее ждал Голливуд, где начинаются столь обычные в истории кино легенды, где замарашки чуть ли не в одно мгновение превращаются в принцесс… Здесь, кстати, появление никому не известной шведки поначалу вызвало недоумение: «И эта крестьянка в грубых чулках и стоптанных туфлях – будущая звезда?!» – недоумевали голливудские небожители. А киношных пигмалионов не устраивало другое – ее акцент, вздернутый нос и прическа… Стремясь подогнать дебютантку под голливудский стандарт, ее тут же посадили на строгую диету, заставив сбросить 14 кг.

В конце концов американским продюсерам пришлась по вкусу холодноватая, застенчивая, оживлявшаяся лишь во время съемок нездешняя красавица, и Голливуд заключил с Гретой пятилетний контракт, после чего фильмы с ее участием начали выходить один за другим: «Плоть и дьявол», где ее партнером был Джон Гилберт, сыгравший большую роль и в ее личной жизни; «Любовь» – весьма вольная экранизация «Анны Карениной», «Божественная женщина» (о великой Саре Бернар), «Мата Хари», «Дама с камелиями» и другие. Грета Гарбо во всех этих лентах играла, в сущности, одну и ту же роль – любящей и страдающей женщины, которая борется за свое чувство, не считаясь с царящими в обществе условностями.

«Еще в Швеции, будучи совсем ребенком, она попалась на глаза Морицу Стиллеру, – рассказывал друг актрисы, журналист Сесиль Битон, долгое время мечтавший стать ее мужем (и это несмотря на свою гомосексуальную ориентацию!), – тот дал ей книги для чтения, занялся ее образованием, влюбился в нее и сделал ее своей любовницей. Она боготворила его. Ему уже стукнуло пятьдесят, и в ее глазах он стал олицетворением успеха в обществе, ума, всего того, что подстегивает в нас интерес к жизни. Он привез ее в Голливуд. У нее был роман с Джоном Гилбертом. Впервые она столкнулась с кем-то, кто был еще молод. Стиллер пришел в бешенство от того, что она влюбилась в этого недоумка Гилберта и даже ушла от него. Стиллер бросил Голливуд, умер, и Гарбо едва не наложила на себя руки от горя и раскаяния…»

Рассказывают, что режиссер скончался, держа в руках фотографию Греты…

Впрочем, будучи эгоистичной по натуре, Грета недолго горевала и раскаивалась. От Гилберта она сбежала в самый день свадьбы, и потрясенный красавец актер так и не дождался в церкви своей невесты.

Любовники и любовницы Гарбо, сожители и сожительницы сменяли друг друга. Один из них впоследствии вздохнул: «Она всегда была такой, как сегодня, – женщина с присущей ребенку трагичной невинностью. Она проницательна, эгоистична, капризна, живет чувством, а не рассудком и до конца погружена в самое себя. От близких людей она требует безоговорочной преданности и самопожертвования. Иначе начинает дуться. Ужасно скрытная (кто-то из ее друзей сказал, что Гарбо делает секрет даже из того, ела она на завтрак яйцо или нет), а еще по-детски безразлична к желаниям других людей, ибо для нее существуют только ее собственные».

Однако чем-то все же она привлекала их, этих непостижимых мужчин, к которым сама не так уж и тянулась. Похоже, гораздо сильнее (и в сексуальном плане – тоже!) ее интересовали женщины. Актриса считала, что каждый может вести тайную жизнь и иметь свои будоражащие секреты. Правда, ее пугало, с какой озлобленной нетерпимостью относилась к подобным вещам широкая публика… А влюбленный в нее Сесиль Битон продолжал забрасывать ее письмами, пестрящими множеством трогательных фраз вроде следующей: «Спасибо, что позволяла мне расчесывать тебе волосы…»

Однажды Гарбо спросила одну из подруг: «Ну почему у меня нет мужа и детей?» Ее собеседница удивилась: «Ты это серьезно? Да миллионы мужчин сочли бы за счастье ради брака с тобой приползти к тебе на четвереньках!» «Нет, – ответила актриса, – мне еще не встретился такой мужчина, за которого я бы вышла замуж».

Несколько ширококостная, с крупным носом и мальчишеской походкой, перед камерой Грета превращалась в утонченное обворожительное создание. По словам поэтессы Айрис Гри, когда Гарбо смеживала веки, ее длинные ресницы цеплялись друг за дружку, и перед тем, как она снова открывала глаза, слышался явственный шорох…

Когда она впервые приехала в Голливуд, почти сразу же были сделаны фотопробы. Результаты ошеломили всех: ее лицо обладало античными пропорциями, а тело соответствовало параметрам Венеры Милосской! Великой кинозвездой Гарбо сделало, конечно, счастливое сочетание многих качеств, однако, по мнению киноведов, прежде всего способствовала этому ее необыкновенно притягательная красота. Хотя, если и не принимать во внимание ее внешность, надо признать: Грета действительно была изумительной драматической актрисой.

Роли и эпохи сменяли одна другую. Петербургская аристократка, парижская куртизанка, авантюристка, королева Кристина… Почувствовав себя знаменитой, Гарбо все смелее и смелее стала выдвигать свои требования владельцам студий, что было неслыханно в те времена. Она требовала увеличить гонорар, самостоятельно выбирала сценарии, партнеров, отказывалась от участия в рекламе. Она не любила репетировать и готовиться к роли, а просто выходила к камере и преображалась. Когда в конце 1920-х годов в кино появился звук, многие актеры вынуждены были покинуть экран – так и не смогли перешагнуть «звуковой» барьер. Гарбо преодолела его с необыкновенной легкостью. В 1930-м в «Анне Кристи» зрители впервые услышали ее голос – низкий, с волнующей хрипотцой. Звук расширил творческие возможности актрисы, дал блеснуть ее таланту новыми гранями.

В 1941 году, после провала фильма «Двуликая женщина», Гарбо решила уйти из кино. И на пятьдесят лет ушла от всего! А ведь ее просто жаждали снимать. В 1940-е годы появился довольно заманчивый сценарий, рассказывающий о волнующей истории любви Фридерика Шопена и Жорж Санд. Казалось, что «таинственная леди» обязательно согласится играть роль такой необычной, неординарной женщины. Однако звезда отказалась – и в возрасте тридцати шести лет навсегда покинула Голливуд.

«Я устала от Голливуда, – признавалась она, – я никогда не любила свою работу, бывали дни, когда я просто заставляла себя идти на студию. По сути, я снималась даже дольше, чем планировала. Остановиться мне не позволял контракт».

И кроме того, она очень хотела, чтобы зрители запомнили ее молодой и красивой…

С тех пор ее практически никто не видел. Только один раз Гарбо появилась в Академии киноискусства, где в 1956 году ей торжественно вручили «Оскара». Она переехала в Париж (в войну Гарбо переводила сюда огромные денежные средства на поддержку движения Сопротивления), жила там уединенно: не появлялась на публике, не давала интервью журналистам. Иногда путешествовала, останавливаясь в дорогих отелях. В деньгах она не нуждалась, будучи мультимиллионершей еще с начала 1940-х. Ее страстью были картины и антиквариат, она владела несколькими домами в Швеции, Нью-Йорке, большим торговым центром.

Одну из попыток вернуть актрису на экран сделал режиссер Уайлдер, пригласивший ее на главную роль в свой фильм «Бульвар Сансет». Рассказывали, что Гарбо отнеслась к предложению довольно милостиво и даже пришла на съемочную площадку, но, лишь только включили свет и навели камеру, сказала: «Не могу!» И ушла…

Говорят, в последние годы Грета любила просматривать картины со своим участием. О себе предпочитала высказываться в третьем лице: «Она была хороша…»

В 1990 году Греты Гарбо не стало. Умерла она, как и хотела (хотя кому теперь доподлинно известно, чего она хотела на самом деле?!), одинокой в частной нью-йоркской клинике. Все ее состояние отошло единственной родственнице – ее племяннице. Гарбо завещала похоронить себя в Стокгольме, но это удалось выполнить лишь девять лет спустя…

Можно только догадываться, почему эта великая актриса в самом расцвете творчества добровольно ушла в безвестность. Может быть, действительно хотела остаться в памяти миллионов поклонников вечно молодой, красивой, загадочной? Что ж, если это так, своего она добилась: миф Гарбо живет и поныне волнует людские умы…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: