Знаменитые женщины > Людмила Алексеевна Лядова

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Людмила Алексеевна Лядова

Певицы, музыканты - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:27

(р. 1925)

Людмила Алексеевна Лядова

Ее имя занесено в мировую энциклопедию музыки. Именно о ней – народной артистке РСФСР, заслуженном деятеле искусств, лауреате многих премий Исаак Дунаевский сказал: «По оптимизму Лядова заменит меня».

Она родилась в Свердловске в семье профессиональных музыкантов – отец, Алексей Иванович Лядов, был солистом Свердловского оперного театра (тенор), затем работал скрипачом в оркестре (помимо скрипки прекрасно играл на саксофоне и мандолине), мать – певицей (меццо-сопрано) и хормейстером. В уютной московской квартире Людмилы Лядовой на стенах изумительные натюрморты и сюжетные картины; это вышивки, сделанные руками мамы, Юлии Петровны. Полотна эти бережно хранятся в доме Людмилы Лядовой, где все овеяно трепетным отношением к искусству. Здесь, в этом доме, Людмила Алексеевна живет с мужем и серой кошкой Катей.

Родители, рано заметив музыкальную одаренность дочери, начали серьезно готовить ее к карьере пианистки. Сначала пригласили домашнюю учительницу, которая давала Людмиле частные уроки, затем определили дочь в музыкальную школу. В десятилетнем возрасте, выдержав большой конкурс (из 150 человек было зачислено только 15), Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории. С одиннадцати лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах.

Большим событием для Милы Лядовой, четырнадцатилетней школьницы, стало выступление с оркестром под управлением замечательного дирижера Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. По причине малого роста Милу сажали за кулисами на вертящийся стул на нужную высоту и так выкатывали к сценическому роялю. И юная исполнительница играла с симфоническим оркестром Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, концерт Мендельсона, произведения Рахманинова и Листа…

Война оставила особый след в ее биографии. На кое-как сколоченной эстраде в здании вокзала Мила Лядова играла вальсы и мазурки Шопена для отъезжающих на фронт бойцов. Вместе с мамой она активно включилась в работу концертных бригад: в воинских частях, госпиталях, где не было музыкальных инструментов, они без сопровождения исполняли старые, любимые всеми песни из репертуара Лидии Руслановой, а также новые, услышанные по радио, военные песни Покрасса, Дунаевского, Мокроусова, Соловьева-Седого, Богословского, Каца, Блантера. Пели «Темную ночь», «Давай закурим», «Поет гармонь за Вологдой»…

В ноябре 1943 года в числе двенадцати лучших студентов Свердловской консерватории Людмилу Лядову направили в Москву на смотр молодых дарований, где ее сразу заметили. В столицу приехала не просто талантливая студентка, а начинающий композитор. К тому времени она уже написала детские миниатюры на стихи А. Барто и В. Петровского, несколько хоров, фортепианных пьес, песен на военную тематику и сонату для фортепиано.

По возвращении в Свердловск Людмила Лядова организовала дуэт с Ниной Пантелеевой. В 1946 году они стали обладателями первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. После этой блестящей победы посыпались предложения о гастролях и сотрудничестве. Свои новые песни им приносили многие популярные композиторы. Девушки поехали на гастроли в Ленинград, где пели в разрушенном войной Петергофе на эстраде, построенной в развалинах Петровского дворца.

А через год их вновь встречала столица – последовало приглашение принять участие в эстрадных представлениях в летнем театре сада «Эрмитаж». Популярность дуэта росла с каждым годом. Все обработки песен Людмила Лядова делала сама.

Весной 1948 года после окончания консерватории Людмила Лядова и Нина Пантелеева отправились в длительное турне по стране: Томск, Оренбург, Орск, Харьков, Ставрополь, Дальний Восток, Ленинград, Архангельск… А в 1952-м их дуэт распался.

«Чаще встречала доброе к себе отношение, особенно в молодости, – признается Людмила Алексеевна. – Но видела и много злости, зависти. Рассталась из-за этого со своей постоянной партнершей. Хотя к чему эти споры-раздоры? Каждый человек должен занять свое, только ему принадлежащее место».

В феврале 1951-го Людмила Лядова была принята в Союз композиторов, а весной того же года переехала в столицу. Позади остались годы учебы в Свердловской консерватории. Песни Лядовой звучали на концертах ведущих певцов – Капитолины Лазаренко, Юрия Богатикова, Клавдии Шульженко, Тамары Миансаровой, Марии Биешу, Зары Долухановой, Льва Лещенко, Иосифа Кобзона, Валентины Толкуновой и многих других.

Однажды произошел такой курьезный случай. В 1956 году Лядова вместе с мамой путешествовала на теплоходе «Родина». Пассажиры, узнав, что на борту теплохода находится известный композитор, попросили ее выступить. Открыли музыкальный салон, и Людмила Алексеевна стала исполнять свои песни. Импровизированный концерт она завершила «Чудо-песенкой», которую попросили повторить. И вдруг возглас: «Все это очень хорошо, но вы бы что-нибудь свое спели!»

Людмила Лядова написала много лирических произведений. Свой романс на слова Плещеева «Пленительные звуки» она отважилась предложить для исполнения певице Большого театра Надежде Обуховой. Та посмотрела ноты и сказала: «Я медленно учу новые вещи, месяца через три запишу его на радио». Однако через месяц Надежда Андреевна прислала автору письмо: «Романс так понравился, что я его выучила и записала, вы услышите его на радио».

…Первый раз Мила Лядова вышла замуж в восемнадцать лет за Василия Коржова, который был душой цыганского семейного ансамбля. Но увы: попытки поднять мужа до своего уровня не увенчались успехом, а опускаться до аккомпаниатора цыганского ансамбля, по определению Лядовой, ей не захотелось.

Ее вторым мужем стал артист балета, танцовщик Юрий Кузнецов. В творческом плане их союз оказался очень плодотворным. Лядова написала много интересной балетной музыки, в том числе пьесу «Слепая девушка», а также балетные миниатюры «Испанский танец», «Негритянские куклы». Но со вторым мужем они были лидерами по натуре, а два «генерала» в одном доме – это уже слишком, считает Людмила Алексеевна.

Третий муж, Кирилл Головин, был не из музыкальной, а из научной среды.

«Поначалу мне казалось, что впереди нас ожидает море счастья, но потом, что поделаешь, прошло у меня к нему чувство, и я стала видеть в нем одни лишь недостатки…» – признается Людмила Алексеевна.

Предпоследний ее брак с певцом Игорем Сластенко распался по той же причине, что и дуэт с Ниной Пантелеевой: он начал зазнаваться, систематически «перевоспитывать» жену. На этом все и закончилось.

Когда Людмила Лядова познакомилась со своим нынешним мужем Александром, он играл на саксофоне в эстрадном оркестре. Тихий, скромный молодой человек покорил сердце Людмилы Алексеевны, но о новом замужестве она и не думала. Хотя бы потому, что избранник был младше ее на семнадцать лет! Но судьба распорядилась иначе, и вот уже более тридцати лет они вместе.

Людмила Лядова автор не только песен, но и оперетт, больших и малых полотен для симфонических, народных и эстрадных оркестров. Ее оперетта «Под черной маской» облетела все российские театры. Людмила Алексеевна до сих пор вспоминает обидное определение Тихона Хренникова, высказанное на очередном съезде Союза композиторов: «Пошлые песни Лядовой…» В то трудное время женщину-композитора поддержал лишь сокурсник по Свердловской консерватории Слава Ростропович: «Ничего, Милка, ты уралка, ты выдержишь…»

Она терпеть не может безголосых, бездарных «певцов», заполонивших сегодняшнюю эстраду. Считает, что исполнительство стало карикатурным, а музыка и тексты, похоже, «сработаны» одноклеточными существами.

Ее жизнь и сегодня продолжается вне интриг, сплетен, корпоративных интересов. В последнее время Лядова написала много романсов и вокальной лирики. Выпустила аудиокассету, где собраны самые популярные ее песни в исполнении К. Шульженко, В. Трошина, И. Кобзона, Юлиана…

А еще Людмила Алексеевна на полном серьезе увлекается рыбалкой, в которой главное место занимают тишина и природа. Любит наводить порядок в квартире или покрасить забор на даче. Еще с удовольствием водит машину вместе с… кошкой Катериной. Хвостатая спутница Лядовой садится у руля и, не шелохнувшись, смотрит прямо на дорогу.

«Жалею я, пожалуй, только об одном. Что родилась женщиной, а не мужчиной, – такое неожиданное признание сделала однажды Людмила Алексеевна. – Сильному полу гораздо легче прокладывать себе дорогу в жизни. Но уж если так случилось, пусть на нотных полках, рядом – и русский классик Анатолий Лядов, и современный композитор Людмила Лядова».

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: