Знаменитые женщины > Марина Алексеевна Ладынина

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Марина Алексеевна Ладынина

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:46

(1908-2003)

Марина Алексеевна Ладынина

Выросшая в большой семье, в Москву она приехала из сибирской глубинки – не случайно так достоверны и естественны оказались спустя годы любимые ее (и наши!) героини: трудолюбивые, задорные и мечтательные девушки из популярных кинокомедий «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». В этих фильмах она и пела сама, и танцевала – без всяких, как это принято сегодня, фонограмм и дублеров.

Красавице Марине Ладыниной, родившейся в 1908 году в глухой деревне под Ачинском, откуда недалеко до Красноярска и Шушенского, полагалось бы выйти замуж, нарожать детей и продолжать жизнь родителей, рассуждают журналисты. Но судьба уготовила ей приключения Золушки, и она выйдет за принца, вот только сказка будет с несчастливым концом.

С детских лет Марина умела делать все, что обычно умеют деревенские дети: нянчить младших братьев и сестер, стирать, носить воду на коромысле, доить коров… У девочки было два увлечения: книги и театр. Еще второклассницей она начала суфлировать на школьной сцене, потом играть в самодеятельных спектаклях. Выходила даже на подмостки Ачинского драмтеатра, заменяя заболевших актрис. А в пятнадцать с половиной лет стала… учительницей начальных классов.

Оказавшись на родине отца, в Смоленской губернии, она преподавала в сельской школе, мечтая о Москве и о театре. Здесь, в российской глубинке, ей довелось познакомиться с артистом мейерхольдовского театра Сергеем Фадеевым, который приехал сюда в отпуск. Увидев в Марине задатки незаурядной актрисы, он оставил ей адрес ГИТИСа, а главное, подарил книгу К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», посоветовав готовиться к экзамену по ней.

Удача продолжала улыбаться Марине. В 1929 году по путевке волостного комитета комсомола Ладынина была командирована в Москву поступать на факультет общественных наук. Она же прямым ходом отправилась в ГИТИС, сдав экзамены на «отлично». В экзаменационном листе приемная комиссия, состоявшая сплошь из тогдашних корифеев сцены, сделала пометку: «Особо одаренная».

Началось время напряженной учебы под руководством опытных педагогов, ведущих режиссеров московских театров. На втором курсе Ладынина попала на стажировку во МХАТ, где ее сразу заметили, выделив для нее мхатовскую стипендию в 75 рублей.

После окончания института Марина осталась во МХАТе (редкая удача, выпадавшая немногим!) и проработала там пять лет. Сниматься в кино она начала, будучи еще совсем юной студенткой ГИТИСа. Ее кинодебют состоялся в 1931 году: по приглашению режиссера немого кино Юрия Желябужского Ладынина сыграла эпизодическую роль слепой цветочницы в кинокартине «Просперити». Уже играя на мхатовской сцене, она приняла приглашение на главную роль в картине «Вражьи тропы».

Марина Алексеевна всегда была в окружении друзей, которые обожали ее за веселый характер, неукротимую энергию и доброту. С однокурсником Иваном Любезновым дружба переросла в нечто большее: они решили пожениться. Но брак оказался недолгим…

С известным режиссером Иваном Пырьевым Марину познакомили друзья. Весь вечер, пока они были в гостях, Пырьев не сводил с Марины глаз, а потом пошел ее провожать. И на крыльце общежития, где жила актриса, признался, что любит ее и хочет, чтобы она стала его женой. Ладынина позднее недоуменно спрашивала своих приятелей: что это за бабник такой, что в первый же вечер делает девушке предложение?

Но от судьбы было уже не уйти. Любвеобильный кинорежиссер соединился с Ладыниной после съемок «Богатой невесты». В главной роли он видел только Марину – свою новую музу. И хотя она усиленно готовилась к наконец-то полученной роли в «Трех сестрах», все-таки согласилась на съемки, проходившие в Киеве, и бросила театр…

Говорили, что еще в начале их романа, стремясь обмануть судьбу, она пыталась построить отношения с другим человеком и даже уехала с ним куда-то. Пырьев забросал ее телеграммами с посулами вечной любви и златых кинематографических гор, и Марина Алексеевна дрогнула – вернулась.

В ту пору женой Пырьева была кинозвезда 1930-х Ада Войцек; в семье рос маленький сын, которого отец очень любил. Для всех участников разыгравшейся жизненной драмы наступили тяжелые времена: как это частенько случается в подобных случаях, Иван Александрович то уходил к Ладыниной, то снова возвращался в семью. Не случайно Андрей, сын его и Ладыниной, носит фамилию матери. Спустя годы Пырьев предлагал записать Андрея на свою фамилию, но Марина Алексеевна отказалась.

Ада Войцек, тяжело пережившая развод, даже пыталась покончить с собой. А однажды заявила Ладыниной: «В один прекрасный день он отбросит вас, как меня…» Марина Алексеевна не поверила ей.

С 1937-го по 1954 год Марина Ладынина снималась только в фильмах мужа. Впереди ее ждали пять Сталинских премий, практически за каждую картину.

В 1938 году на экраны вышел фильм «Богатая невеста». Поначалу в работе над его сценарием принимал участие молодой киевский писатель Аркадий Добровольский. Когда спустя время писателя арестовали и отправили в места не столь отдаленные, Ладынина, чья жизнь тогда была на виду, не оставила его в беде. Она тайно посылала в лагерь посылки, чем и помогла узнику выжить. Тронутый ее заботой и вниманием Добровольский писал Марине Алексеевне:

«Кроме того, что Ваше имя светит через толщу шахт, считайте, что своими письмами Вы ставите перед иконой свечку за то, чтобы Вас миновала эта кара».

Через двадцать пять лет, освободившись из лагеря, он пришел к Ладыниной, встал у порога на колени и сказал: «Я поклялся себе, что первый человек, к которому я приду на свободе, будете вы».

«Ее героиня взрослела, повышалась в должностях, к ней приходила зрелая женственность, но неизменным оставался ее облик – светлая, легкая челка, лукавый взгляд, нежная улыбка, звонкий, чистый голос… – писала о Ладыниной искусствовед М. Борисова. – Все они – героини 30-х, как и их сверстницы в жизни, – в первую очередь почитали труд делом своей чести, доблести и геройства, но на экране были они всегда лучшими и первыми и любили таких же лучших и передовых, как они сами».

Наивно думать, что все ленты Пырьева проходили на ура в кинематографической среде. Фильм «Свинарка и пастух» появился в прокате в ноябре 1941 года. В отличие от зрителей, которые приняли его с восторгом, коллеги Пырьева и Ладыниной оценили его скептически. «Деревенский балаган», «дешевое зрелище» – это лишь самые безобидные эпитеты, которыми награждали картину, ставшую поистине народной. «Русским лубком в чехословацких декорациях» окрестил комедию «Сказание о земле Сибирской» и мэтр советского кино – Сергей Эйзенштейн (этот музыкальный фильм снимался в прекрасных чехословацких павильонах).

«Наверное, и эта картина, и многие другие, снимавшиеся тогда, в чем-то наивны, в чем-то оторваны от жизни, – подчеркивал актер Владимир Зельдин, исполнитель главной мужской роли в «Свинарке и пастухе». – Но в этом фильме были показаны чистые искренние чувства простых людей. Они несли с экрана необходимый как воздух (тем более – в начале войны!) свет добра, любви, верности и надежды».

В 1946 году Марина Алексеевна впервые выехала за рубеж в составе советской делегации – шел Каннский фестиваль. Восторгаясь парижскими красотами, она тем не менее признавалась мужу в письме:

«Если бы мне сказали остаться здесь жить, я бы удавилась – хочу к нам в Россию, в Расею, к тому парню, который махал нашими загранпаспортами на аэродроме, курносый, простой и родной».

Любовью и нежностью переполнено письмо, обращенное к двум главным мужчинам в ее жизни – мужу и сыну:

«Мой дорогой, любимый, единственный! Мой зайчик, сыночек, моя мышка, лысик, лапонька, мое сердечко, звездочка, драгоценное мое сокровище, жизнь моя! Целую вас обоих бессчетное количество раз, обнимаю, прижимаюсь к вам всем сердцем, всем моим существом. Молю Бога, чтобы вы были здоровы, тогда могу полной грудью дышать здесь, в другой стране, в Париже!..»

Известно, что супруг ревновал Марину Алексеевну чуть ли не к каждому прохожему, она же как могла придерживала этого страстного, взрывного человека. Придерживала, пока получалось…

По признанию людей, близко знавших эту семью, чудил Иван Александрович, как Карамазов-старший, и не было ему удержу. Не терпел и малейшего противоречия, слышал и слушал, как правило, только себя, любимого. Требовал к себе чуть ли не коленопреклоненного отношения, от самого же Ивана Александровича мало кто слышал доброе слово. Скорее уж – наоборот. Однажды чересчур разошелся, оскорбив прилюдно на съемочной площадке Марину Алексеевну. Она ничего не сказала – повернулась и ушла.

Прошло время, и режиссер нашел для себя и своих фильмов более молодую актрису. Сюжет последнего ладынинского фильма «Испытание верности» действительно вскоре повторился в ее судьбе…

Впервые Иван Александрович Пырьев увидел девятнадцатилетнюю Люду Марченко в фильме «Отчий дом» и без всяких проб пригласил ее на роль Настеньки в «Белых ночах». «Как можно с таким носом играть Достоевского?» – подшучивал он над курносой актрисой. Но вскоре всем окружающим стало понятно, что мастер влюблен, страстно и безнадежно…

Просить руки своей новой возлюбленной Пырьев явился к ее матери, но именитый жених, орденоносец и лауреат Сталинских премий, не произвел на ту никакого впечатления: «Людин дедушка – ваш ровесник». Подружки Людмилы тоже не одобряли эту связь: «Ты и сама всего добьешься».

Со временем Иван Александрович узнал, что у Людмилы Марченко появился гражданский муж. Обезумевший режиссер взломал дверь в ее квартиру и начал в праведном гневе все ломать и крушить. Даже помойное ведро выбросил на лестничную клетку… «На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!» – кричал Пырьев в лицо Людмиле.

«Разводов, подобных тому, что случился в семье Пырьева и Ладыниной, было немало, – считает кинокритик Виталий Вульф. – Но никогда он не оказывался столь роковым для одного из участников. Пырьев, пользуясь своим авторитетом и властью – в то время он был директором «Мосфильма» – запретил кому бы то ни было снимать свою бывшую жену. После «Испытания верности» Ладынина больше не снялась ни в одном фильме».

Знаменитый режиссер женился еще раз: на молодой актрисе Лионелле Скирде, взявшей его фамилию. Но в официальном третьем браке прожил всего три месяца. Как-то раз вернулся домой со студии, лег и умер. Оказалось, что за последние годы Иван Александрович перенес шесть инфарктов. Он скончался на шестьдесят седьмом году. Картина «Братья Карамазовы» осталась незавершенной…

А Людмила Марченко, пережив несколько романов, вышла замуж за художника Сергея Соколова. В конце июля 1996 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Актриса пережила мужа ровно на шесть месяцев. Она умерла от банального гриппа. Запретила родным приезжать в гости, чтобы те не заразились, и успокаивала их, что все в порядке, а сама не вызывала врача и не принимала лекарств. Она просто не хотела жить одна…

Провожать Людмилу Марченко пришли всего несколько человек. После ее смерти, когда разбирали старую мебель, из-за стекла книжного шкафа выпал портрет Ивана Пырьева…

…По редким сообщениям, мелькавшим на газетных и журнальных страницах в постсоветский период, известно, что когда Марина Алексеевна покинула семейный очаг, то осталась практически без средств к существованию. В довершение ко всему всесильный в то время режиссер якобы заявил, что никогда не позволит ей переступить порог «Мосфильма».

Так это было или нет, сегодня никто ни доказать, ни опровергнуть не сможет. Некоторые кинематографисты считают, что Ладынина сама отвергала все предложения сниматься по одной простой причине: чтобы никто не видел, как она стареет.

Но как же тогда быть с творческими поездками, в которых Марина Алексеевна всегда с удовольствием принимала участие? И везде ее выступления сопровождались неизменным аншлагом, цветами и незамысловатыми, но от всего сердца подарками от никогда не забывавших ее зрителей?..

Покинув кинематограф, Марина Алексеевна работала в Театре киноактера, выступала в концертах – читала стихи, пела песни, полюбившиеся зрителям в ее исполнении. Поездки по стране с творческими концертами собирали огромную аудиторию. С годами популярность Марины Ладыниной не убывала. Звания и награды не сделали ее самоуверенной: народная артистка СССР и лауреат Государственных премий осталась простой, естественной и обаятельной женщиной. Очень любила общаться с подругами – актрисами Фаиной Раневской, Лидией Руслановой и Зоей Федоровой. Дружила с Николаем Черкасовым, Лидией Сухаревской, Юрием Олешей, Михаилом Светловым, Исааком Дунаевским, но самым во всех смыслах большим другом актрисы оставался Борис Андреев.

В 1998 году Марине Ладыниной была присуждена премия «Ника» – «За честь и достоинство». Невероятных трудов стоило организаторам этого торжественного мероприятия вытащить ее из домашнего заточения и вывести на сцену. Марину Ладынину и Владимира Зельдина, ее партнера по фильму «Свинарка и пастух», признали на этой церемонии самой элегантной парой.

«У нее была трагическая жизнь, – считает соседка Марины Алексеевны, известная актриса Клара Лучко, снимавшаяся вместе с Ладыниной в «Кубанских казаках». – После огромного успеха десятилетия тишины, когда молчит телефон и тебя никто не вспоминает, как будто ты умер. Достойно пережить такое дано не каждому. А она оказалась сильной женщиной. Правда, в последнее десятилетие ее навещала Наина Ельцина, каждый год помогала ей с путевками в правительственные санатории…»

В 1950-е годы в зале Центрального столичного телеграфа на двух противоположных стенах висели два портрета: на одной – Сталин, на другой – Ладынина. «Почему мне сегодня «Свинарка и пастух» ближе, чем тогда? – незадолго до своего ухода размышляла актриса. – Тогда было страшно, но все были вместе. А сейчас страшно и одиноко… Странно, но в самое грозное время был душевный покой…»

В 2000-м Марине Алексеевне исполнилось девяносто два. Она часто хворала, иногда ложилась в больницу – самую обычную городскую. Помимо медицинского персонала о ней трогательно заботились соседи по палате, приходили проведать из других отделений, несли цветы, скромные гостинцы, просто говорили добрые слова признательности и благодарности…

«Я долго не могла взяться за книгу, – признавалась Марина Алексеевна, имея в виду написание воспоминаний. – Думала: что же мне мешает? И только потом поняла: я не считала свою личность настолько выдающейся, чтобы всерьез думать, что перипетии моей жизни могут быть кому-то интересны…»

А жаль…

Легендарная актриса, до последнего дня остававшаяся любимицей для миллионов почитателей ее таланта на всей территории бывшего СССР, покинула этот мир в марте 2003 года. До своего 95-летия Мария Алексеевна Ладынина не дожила всего три месяца…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: