Знаменитые женщины > Марлен Дитрих

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Марлен Дитрих

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:56

(1901-1992)

Марлен Дитрих

До сих пор биографы не пришли к единому мнению, в каком году она родилась. Самая распространенная дата – 27 декабря 1904 года. Называют еще и 1901 год, и 1902. Не все ясно и с родителями. Одни источники сообщают, что родилась она в Веймаре, в семье майора прусской армии Луиса Эриха Отто фон Дитриха. Отец умер, когда девочке исполнилось девять лет. Впрочем, она плохо его помнила, поскольку родители расстались задолго до этого. Мать устроилась экономкой в дом лейтенанта фон Лоша, который вскоре стал ее любовником. Он поселил фрау Дитрих вместе с ее двумя детьми в родовом поместье, куда наведывался время от времени. Мария Магдалена, как звали будущую звезду, получила образование, приличествующее ребенку из «хорошего общества»: английская гувернантка, уроки музыки на рояле и скрипке, верховая езда…

Другие источники лишь скупо информируют, что настоящее имя Марлен Дитрих – Мария Магдалена фон Лош. Как бы то ни было, но доподлинно известно, что свой звучный и немного загадочный сценический псевдоним будущая звезда экрана выбрала еще в тринадцать лет: Мар-лен – начало и окончание имен небесных покровительниц Марии и Магдалены.

В годы Первой мировой войны ее отчим, Эдуард фон Лош, был смертельно ранен на фронте. Буквально за неделю до кончины он оформил свои отношения с матерью Марлен. По ее настоянию девушка продолжила музыкальное образование. Обучалась в консерваториях Веймара и Берлина, пока внезапное заболевание левой руки не заставило ее отказаться от мысли стать профессиональной исполнительницей. Правда, одно время после этого Марлен играла на скрипке перед сеансами в синематографе, а потом решила стать актрисой. В 1920 году в составе ревю «Девушки Тильшера» она совершила свое первое гастрольное турне по немецкой провинции, а через год стала ученицей школы-студии драматического искусства М. Рейнхардта.

Окончив актерскую школу в 1924 году, Марлен отдала берлинской сцене долгих восемь лет. Поначалу в молоденькой певице действительно видели лишь обаятельную барышню без особой искры. Но в 1928 году на сцене Берлинского музыкального театра «Комедия» поставили ревю «Это витает в воздухе», в котором Марлен, получив одну из главных ролей, сыграла ее легко, ярко и на одном дыхании. Особенно зрителей покорили темпераментно исполненные куплеты. На следующий день весь Берлин заговорил о неизвестной доселе актрисе. Роль богатой преуспевающей американки в музыкальной комедии Георга Кайзера «Два галстука» закрепила успех Дитрих.

Еще в 1924 году Марлен стала женой помощника режиссера Рудольфа Зибера. Родив девочку, счастливая мать не боялась испортить фигуру и кормила свою дочурку грудью до девяти месяцев, и только после этого вернулась в театр. Именно здесь на одном из спектаклей ее приметил американский режиссер Джозеф фон Штернберг, снимавший в Берлине первый звуковой фильм. Марлен поразила его и как актриса, и как женщина…

Роль неотразимой Лолы-Лолы в его фильме «Голубой ангел» наконец-то сделала Марлен Дитрих по-настоящему знаменитой. Но несмотря на успех, студия «УФА» не спешила возобновлять контракт с актрисой. Вот почему, начиная с 1930 года, Дитрих снималась в США. Некоторая внешняя схожесть с модной тогда Гретой Гарбо играла ей только на пользу.

Переехав в Голливуд, Дитрих снялась в «Марокко», сыграв певичку из кабаре, а ее партнером стал прославленный Гарри Купер. Фильм этот имел небывалый успех, а на гонорар от него актриса приобрела двухэтажный дом в Беверли-Хиллз, куда перевезла мужа и дочь. Немногие знают, что точную копию этого дома впоследствии воссоздал режиссер Дэвид Селзник для своего знаменитого фильма «Унесенные ветром»…

Феноменальную известность в фильме «Марокко» получил эпизод в кафе, в котором Марлен, переодетая в мужской костюм, запечатлела страстный поцелуй на губах девушки – своей партнерши по картине. Актриса получила прозвище «женщина-вамп с мозгами и чувством юмора»… Стало известным и следующее ее высказывание: «В Европе никому нет дела, женщина вы или мужчина. Мы ложимся в постель с любым, кто покажется нам привлекательным». Этот постулат она как никто иной подтвердила всей своей личной жизнью…

«Мама была влюбчивым человеком, – вспоминала ее дочь Мария, – но свои романы она обставляла так, что ее поклонники никогда не жили у нас в доме. Пока я была ребенком, ни один посторонний мужчина не завтракал за нашим столом, спускаясь из спальни…»

Такое целомудренное поведение удивительно хотя бы потому, что муж звезды, Рудольф, не будучи в официальном разводе с Марлен, открыто жил с другой женщиной – кстати, русской эмигранткой по имени Тамара (по некоторым сведениям, домработницей Марлен)… Актриса всю жизнь содержала их.

В 1936-м, а затем в 1937 году, после выхода на экраны комедии Э. Любича «Ангел» с участием Марлен, актриса получила персональное приглашение Гитлера и Геббельса вернуться в Германию. «Одно слово фюрера – и все ваши желания будут мгновенно исполнены, – обещали ей. – Мы устроим вам триумфальный въезд через Бранденбургские ворота». Дитрих знала, что Гитлер сходит по ней с ума и каждый день смотрит фильмы с ее участием, однако сотрудничать с нацистским режимом отказалась наотрез.

Зимой 1944 года Марлен аннулировала все голливудские контракты, распродала имущество, включая фамильные драгоценности, и в составе труппы фронтовых артистов вылетела в Европу. В форме солдата американской армии она предстала перед огромной аудиторией слушателей-воинов. Два года Марлен провела на фронте, гастролируя с концертами, а в 1945-м с частями американской армии вошла на территорию Германии.

Разве мог кто-нибудь предположить, что для Марлен, считавшейся одной из самых утонченных актрис того времени, станет идеалом внешне грубоватый, мужиковатый француз Жан Габен, которого из-за отсутствия внешнего лоска не слишком любили в Голливуде? Но факт остается фактом: любовь к этому человеку Дитрих пронесла через всю свою жизнь…

После войны Габен позвал Дитрих в Париж. Он к тому времени развелся со своей первой женой Дориан, бывшей танцовщицей кабаре «Казино де Пари». В Америке он, кстати, жил в доме, снятом для него Марлен. Она же активно способствовала его успехам в кино. И вот уже во Франции они начали вместе сниматься в картине «Мартен Руманьяк». Клятва, данная Габену, была вскоре нарушена: Дитрих изо всех сил старалась не замечать других мужчин, но они не могли пройти мимо нее. Среди ее преданных поклонников были в те годы Жан Кокто и Жан Маре, несмотря на свою репутацию гомосексуалистов…

Разъяренный Габен в сердцах грозился убить актрису. Остыв, он сделал ей официальное предложение руки и сердца. Дитрих насмешливо заметила, что она уже замужем, и уехала в Америку.

В марте 1949-го она прочитала в газетах о женитьбе Габена на манекенщице Доменик Форнье, которая подарила ему то, о чем он подспудно мечтал все эти годы: троих детей и спокойную семейную жизнь… Он вычеркнул Марлен Дитрих из своей памяти. Встречая ее позднее, актер забывал о светских приличиях и проходил мимо, не обращая внимания на некогда любимую женщину. А она… Удивительно, но по мере того, как ее года прибавлялись, ее любовники становились все моложе.

В 1950-е годы из желания обрести творческую самостоятельность она ушла на эстраду. «Я стала собственным режиссером и продюсером и получила больше свободы, чем когда-либо прежде», – восторженно признавалась Марлен. Хотя ее уход на эстраду не означал полного разрыва с кинематографом.

Около сорока ролей исполнила Марлен Дитрих за свою долгую жизнь в кино, но лишь пять или шесть из них она относила к числу бесспорных творческих достижений. Зимой 1952 года в программе американского радио «Эй-би-си» появилась новая полуторачасовая передача «Кафе «Истамбул». Ее автором стала сама Марлен Дитрих. Она пела песни, рассказывала истории их возникновения, делилась собственными жизненными впечатлениями. Простая доверительная манера пришлась по душе американским слушателям и натолкнула актрису на мысль положить принцип передачи в основу большой концертной программы, которая впервые была показана зрителям 15 октября 1953 года и получила название «Шоу одной женщины».

Марлен выступала в лучших концертных залах мира, и везде ей сопутствовал успех. В 1960-м она побывала у себя на родине. Эти гастроли оказались трудными: многие из соотечественников актрисы, проживающих тогда в ФРГ, так и не смогли простить Марлен ее бескомпромиссного отрицания фашизма.

В начале 1960-х, в годы хрущевской «оттепели», прославленная актриса побывала в СССР.

«В Москве она выступала в Театре эстрады, – вспоминает Виталий Вульф. – Ведущий сказал всего два слова: «Марлен Дитрих» – и появилась сказочная женщина. С идеальной фигурой – словно Микеланджело отсек все лишнее. На ней было ее знаменитое платье, расшитое блестками, и лебяжье манто с царским шлейфом. Когда она подошла к микрофону, конец шлейфа оставался еще за кулисами. Это была настоящая звезда – доступная и в то же время недосягаемая».

Дитрих не любила рассказывать о себе и почти не давала интервью. Исключением стали последние трудные годы жизни, когда актрисе стало нечем платить за квартиру и, находясь под угрозой выселения на улицу, она за двадцать тысяч долларов согласилась ответить на вопросы журнала «Штерн».

В конце 1970-х ей пришлось расстаться со сценой: очередной перелом ноги оказался слишком серьезным. Говорят, на концерте в Сиднее, будучи не совсем трезвой, Марлен упала прямо на сцене. Прикованная к больничной койке, актриса узнала о том, что ее муж, Рудольф Зибер, скончался от сердечного приступа.

В 1983 году имя Марлен Дитрих вновь привлекло внимание публики. На экраны вышел полнометражный документальный фильм «Марлен», созданный австрийским актером и режиссером Максимилианом Шеллом. Больше двадцати лет режиссер вынашивал замысел этой картины, после того как познакомился с Марлен Дитрих на съемках фильма «Нюрнбергский процесс». Основу ленты составили кадры из фильмов с участием Дитрих, а также отрывки из 12-часового интервью с ней. Объясняя свой интерес к личности знаменитой кинозвезды, Шелл говорил:

«Марлен Дитрих является для меня образцом того поколения художников, силами которых создавалось искусство ХХ века. Я преклоняюсь перед талантом, неиссякаемым жизнелюбием и гражданским мужеством этой замечательной женщины и актрисы».

Дитрих умерла в Париже в 1992 году. Гроб с ее телом, накрытый французским флагом, установили для отпевания в местной церкви. Затем, накрыв американским флагом, отправили в Берлин. И там, уже под стягом Германии, предали земле рядом с могилой матери…

Дожив до глубокой старости, она страстно хотела, чтобы мир запомнил ее молодой и блистательной. Эта мечта сбылась.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: