Знаменитые женщины > Мишель Мерсье

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Мишель Мерсье

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:31

(р. 1939)

Мишель Мерсье

Она родилась 1 января 1939 года – Жоселин Ивонн Рене, внучка крупного парфюмерного фабриканта. Спустя годы известная актриса с горечью вспоминала о матери, которая мечтала о мальчике, но, родив девочку, при малейшем поводе и без оного отыгрывалась на дочери: «В детстве я не могу вспомнить ни одного дня без пощечины»…

«Очень рано девочка захотела стать балериной, – повествует кинокритик Александр Брагинский, – и отец отнесся к этому как к детской блажи. А дочь была настроена серьезно. Не напрасно – балет научил ее многому. В ней и сегодня чувствуется балерина: прямая спинка, гордая шея, типичная для балерин походка и потрясающая работоспособность.
…Из «маленькой оперной крысы», как называют девочек, выступающих на сцене в балетных спектаклях, она доросла до солистки Оперы Ниццы. Потом был Париж. Ее приняли сначала в балетную труппу Ролана Пети, затем она танцевала в «Балете Эйфелевой башни». Голодала, нуждалась, но упорно добивалась своего -– сначала в балете, а потом в кино».

С непередаваемым юмором повествует Мишель Мерсье на страницах своей книги о первой пробе в кинематографе.

«Мой отец, заинтригованный, сразу же бросается в атаку. «О чем идет речь?». – «О роли для мадемуазель. Она – та, кого мы ищем», – говорит режиссер. – «Вот как! И в каком амплуа вы хотите ее использовать?.. Это, – настаивает мой отец, – будет роль девушки из благородной семьи?». – «Совсем нет. Роль красивой глупышки», – говорит наисерьезнейшим образом Ла Пателльер».

Во время первых съемок сценарист «подарил» ей свое имя: «Жоселин – слишком длинно… А вот Мишель Мерсье звучит, а?» Так, кстати, звали ее младшую сестренку, умершую за несколько лет до этого.

«Отныне у меня будет две жизни, – рассуждала актриса. – Может быть, другие этого и не заметят. Только… умершая малышка передала мне свою нежную душу. Наверное, она меня любила… Моя жизнь раздвоилась».

Она стала известной. Ею заинтересовался шах Мохаммед Рез Пехлеви, повелитель Ирана. Мишель встретилась с ним на приеме в Риме, где снималась в очередном фильме. Восточный владыка задумал взять ее в жены. Но…

«Я не могу представить себе свадьбу без любви, даже с принцем из сказок «Тысячи и одной ночи».

Ее партнерами по фильмам были Жан Габен, Марчелло Мастроянни, Жан-Поль Бельмондо… Ею восхищался легендарный Чарли Чаплин. Она кружила головы коронованным особам, а ее первым мужем стал режиссер-алкоголик, некий Уильям, еврей-неудачник, к тому же недавно разведенный. Все это, разумеется, не привело в восторг клан Рене.

Опьяненная своей любовью, Мишель все-таки вышла замуж за Уильяма. Сначала беззаботный молодожен оставил ее на полгода без средств и каких-либо известий о себе. Потом, как ни в чем не бывало, возвратился, причем без всяких объяснений. Мишель сделала вид, что все в порядке. К тому же она мечтала о ребенке. В ответ услышала разгневанное: «Дети? Они внушают мне отвращение! О них даже речи быть не может! Ты как хочешь, но мне они не нужны». По сути, на этой ноте сей экстравагантный брак себя и исчерпал…

Для съемок своего очередного «грандиозного» фильма Уильяму требовались деньги. Недолго думая, он пустил в дело гонорары, полученные Мишель, заложил ее драгоценности, подаренные еще иранским шахом. Но на середине съемок бросил работу и доверившихся ему людей. Ни фильма, ни денег… Неудачливый режиссер, как обычно, стал искать утешение в рюмке.

Чтобы поправить финансовое положение, Мишель приняла приглашение Голливуда. Во время работы ей пришла в голову безумная мысль – пригласить к себе непутевого мужа. Уильям и здесь остался самим собой: приплыл к ней на пароходе, на котором в течение трех недель вел шикарную жизнь в долг – за счет Мишель. «Я уеду из Голливуда с пустым кошельком… Мой приличный долларовый счет превратился в пузырьки от шампанского и зернышки икры…» – заметит актриса спустя годы. После тяжелых съемок, оставшись ни с чем, она отправилась в Италию.

Как только было решено экранизировать «Анжелику» – роман супругов Голон, актриса получила главную роль.

«Догадывались ли мы заранее о славе, которой будет пользоваться этот фильм? Может быть, но очень сомневались. А я была уверена. Я слилась с образом Анжелики, играла свою собственную жизнь, еще не зная, насколько наши судьбы окажутся схожими…»

Сейчас в роли златокудрой героини мы представляем только Мишель. Хотя в очереди претенденток на роль она была на самом последнем месте… Анжелика заранее предназначалась звезде и блондинке того времени Брижит Бардо. Но та отвергла костюмную роль, изрядно устав от париков и корсетов на съемках «Знаменитых любовников» и сочтя роль неинтересной. Говорят, после того как Брижит все-таки прочитала эпопею об Анжелике (а скорее всего, после оглушительного успеха во всем мире и картины, и никому доселе неизвестной Мишель Мерсье), она очень жалела о своем необдуманном отказе.

В работе над сценарием к первой «Анжелике» участвовал и Роже Вадим. Соответственно на роль главной героини пробовались три его пассии: Аннет Стройберг, Катрин Денев и Джейн Фонда. Безуспешно. Победу одержала Марина Влади (бывшая жена Робера Оссейна, за которым уже закрепили главную мужскую роль). Но накануне съемок прекрасную Марину переманил режиссер Жан-Люк Годар.

От безысходности решили обратить свои взоры на «темненьких». В список претенденток попала и Мишель Мерсье. На нее натянули роскошный блондинистый парик и срочно устроили пробы. Режиссер и продюсер предложили вновь прибывшей список из двадцати эмоциональных состояний, которые требовалось изобразить, причем без единого словечка.

«Это было просто смешно, – вспоминала потом Мишель. – Со мной обращались, как с глупой куклой, которая способна только гримасничать, как куртизанка в бреду. На просьбе изобразить гнев я сорвалась. Я просто обезумела от ярости. Сдернула парик, покрыла режиссера и заодно всех присутствующих ругательствами, присовокупив итальянские проклятия, которые выучила во время съемок в этой прекрасной стране, развернулась на каблуках и хлопнула дверью перед носом у изумленной публики».

В отеле Мишель уже в слезах паковала чемоданы, когда ей позвонил продюсер. Он сообщил, что на роль ее берут, т. к. в ее выходке как раз и проявились основные черты характера главной героини.

Мишель была счастлива. Позднее она признавалась:

«…Я и есть Анжелика. Это мой портрет, физический, духовный, психологический. Ее поступки похожи на мои. Ее пылкую душу не могут погасить никакие страдания… Любовь – это луч света, освещающий ее жизненный путь. Эта женщина так похожа на меня!»

Съемки картины начались в павильоне студии Болонь-Бийянкур. Первые два фильма эпопеи, «Анжелика – маркиза ангелов» и «Великолепная Анжелика», снимались одновременно – для удобства пользования декорациями, а также из соображений экономии. Согласно плану съемок Мишель Мерсье утром приходилось сниматься во второй «Анжелике», где она играет женщину в возрасте двадцати пяти лет, а после обеда – в эпизодах первого фильма, в котором ее героине всего семнадцать…

Перед съемками Мишель с головы до пят покрывали специальным составом: так создавался эффект таинственно мерцающей кожи Анжелики. Так что если бы ночью ей вздумалось прогуляться по окрестностям обнаженной, она светилась бы ничуть не хуже собаки Баскервилей.

Показательно отношение супруга к ее работе.

«Уильям ругает этот фильм. Я употребляю все свое старание на то, чтобы заставить его прочитать хоть одну книгу супругов Голон. «Бред какой-то! Совершенно мерзкая история. Только американцы могут снимать фильм на эту тему».

Каждое утро Мишель приступала к работе в состоянии депрессии. Каждый вечер она возвращалась домой, представляя себе мрачную картину: ничего хорошего от мужа ждать не приходилось… У нее появлялись все более и более тревожные признаки невроза.

Имя Мишель, ее фотографии мелькали во всех популярных газетах, не забывали о ее персоне и кинематографические издания. Уильям, пораженный растущей популярностью жены, в ответ напивался все чаще и отчаянней. Транквилизаторы, разбавленные литрами виски, пагубно действовали на его организм, и в конце концов он оказался в психлечебнице. Но и здесь он четко помнил один пункт юриспруденции, который гласил: с сумасшедшими не разводят!

То же самое подтвердил измученной Мишель и его адвокат: «Да, это так, мадам. Поскольку ваш муж не в состоянии работать, вы будете оплачивать расходы на его содержание, питание, а позднее – и налоги. А в случае развода – если представить, что вы все-таки сможете его получить, – вы обязаны назначить ему «пищевой» пенсион». – «Вы только подумайте, мэтр, мне нет еще и двадцати пяти, а я всю жизнь буду должна платить пенсион человеку, который из лени отказывается работать, который добровольно принимал наркотики, чтобы стать сумасшедшим! Да никогда!» – «Вы не сможете развестись…»

Развод все-таки был оформлен в 1967 году. Но несчастья не покидали Мишель, следуя за ней по пятам:

«Я оставила квартиру на острове Сен-Луи. Родители Уильяма приехали сюда. Я отдала им все. Мне ненавистна процедура дележа. Я построю новое гнездо… Через годы друзья Уильяма, ссылаясь на финансовые затруднения, придут требовать выплаты долгов моего мужа. Он немало занимал. Я оплатила его долги до последнего сантима».

Блестящая премьера «Анжелики» состоялась в начале декабря 1964-го. Второй фильм появился на широком экране в июне следующего года. Небывалый успех выпал на долю актеров, но особенно – исполнительницы главной роли. Мишель Мерсье запомнился великолепный прием, устроенный в честь актеров принцем Филиппом Эдинбургским, мужем королевы Елизаветы Английской. На следующий день после этого светского раута пресса растиражировала на всю Европу изысканный комплимент Филиппа:

«Вы – Маркиза ангелов? Нет, этого недостаточно. Вы заслуживаете того, чтобы быть принцессой».

Работа над «Анжеликой и королем» завершилась летом 1965 года. Она длилась всего около четырех месяцев. Для съемок были предоставлены прекрасные сады Версаля и некоторые залы, в которых продолжились приключения обольстительной маркизы.

Впрочем, не настолько она наивна, эта «маркиза ангелов». Сообразив, что между съемками третьего и четвертого фильмов об Анжелике произошел очередной скачок цен, она потребовала значительного увеличения гонораров. Ее выдержке и настойчивости стоило бы поучиться многим нашим современницам:

«Занявшись изучением бумаг и узнав, какие огромные доходы приносит «Анжелика», я была намерена подписать контракт, состоящий не из трех листков, а из тридцати! Мои претензии вызвали бурю криков, обвинений, протестов. Мне угрожали, что меня заменят итальянской или американской кинозвездой. Я твердо стояла на своем. Я была Анжеликой. Публика любила ее во мне и меня в ней. Дойдя до такой точки, уже невозможно заменить главную героиню на другую, не сломав ее мистического влияния на людей и не повредив успеху будущих серий фильма. Грандиозное действо подобных масштабов не потерпит никакой замены».

В итоге в очередной раз «великолепная Анжелика» оказалась победительницей.

Режиссер, словно в отместку, создал ей чересчур «тепличные» условия: летом в самое пекло на раскаленной от жары съемочной площадке актрисе даже не предоставили фургончик для переодевания. Мишель вынудили менять тяжелые, многослойные платья, делать прически и гримироваться под открытым небом, на виду у всей труппы, едва спрятавшись за какими-то валунами. Естественно, нервы у нее подчас не выдерживали. Но все скандалы бесполезны – режиссер неумолим. Ситуацию «спасла» только болезнь актрисы, свалившая ее в постель на несколько дней, которые показались скупому и мстительному производителю «Анжелики» целой вечностью. Он сдался – в распоряжение Мишель и ее гримерши поступил фургончик… Она еще раз убедилась: за все в жизни приходится бороться. Даже за самое необходимое и вроде принадлежащее тебе по праву!

Весной 1968-го Мерсье снималась в Венгрии в «Леди Гамильтон». В своей книге она признается: в интимной сцене ее заменяла дублерша. Можно и не поверить подобному признанию хотя бы по одной причине: неужели где-то нашлось другое, такое же совершенное тело?

А дальше – «Гром небесный» с самим Жаном Габеном. Когда фильм появился в Париже, его посмотрели 965 тысяч зрителей – исключительное событие для французского кинематографа!

Ее второй брак также не сложился: муж, прекрасно устроившись за спиной звезды, кроме всего прочего умудрялся изменять ей.

В душе Мерсье навсегда поселилась пустота. Ничего хорошего не вышло из ее романа с режиссером Питером Коллинсоном. Прекрасной Анжелике, имя которой стало известно всему миру, в любви не везло!

«Мужчины всегда предавали меня, – признается она. – Каждый раз я пыталась найти ответ на вопрос: почему это происходит – и не находила…»

По-настоящему счастье улыбнулось Мишель, когда она встретила крупного предпринимателя в нефтяном бизнесе, вдовца-румына Адриана. Будучи на восемь лет младше актрисы, он поселился с ней и своими двумя детьми. Иллюзия семейного очага, о котором всегда мечтала Анжелика… Но счастье их оказалось недолговечным – Адриан умер от опухоли мозга. После бессонных ночей и борьбы за его жизнь Мишель вновь осталась одна, потеряв семью, которую так старательно пыталась возродить. После смерти Адриана его родственники практически ограбили актрису, не отдав даже ее личные вещи с виллы, где она жила с возлюбленным.

А дальше на ее дороге появился итальянский принц. Фанат, давно влюбленный в актрису, он вновь заставил ее поверить в возможность счастья и в искренность своего чувства. Умиротворенная, она поселилась в его замке. В этом старинном особняке поначалу не было даже служанки, и Мишель приходилось готовить самой на восьмерых: каждый из трех сыновей принца привозил с собой на каникулы друга…

Любить принца – это, конечно, романтично и необычно. Но что делать с его несносным, тяжелым характером? Заполучив прекрасную Анжелику, мировую кинозвезду, он, потешив свое самолюбие, привык к ней и больше не услаждал ее слух сказками об их будущем браке и своем разводе с женой.

Актриса снова осталась в одиночестве.

«…Я серьезно подумывала о самоубийстве, – признается она. – Но я верующая, и это спасло меня от непоправимого шага. Мне кажется, что какой бы тяжкой ни была жизнь, пройти ее надо до конца. Все бросить – это удел труса».

…У Мерсье было все, чтобы считать себя богатой женщиной. Но в 1996-м ее познакомили с неким Делереном, быстро вошедшим в доверие к актрисе и уговорившим ее вложить деньги в создание издательства. Мишель даже переехала из своих парижских апартаментов на юг, в Канн, где и разместилась штаб-квартира нового предприятия. На некоторое время ее увлекли работа с рукописями, выбор обложек для книг, рекламные поездки с авторами по стране. Беда пришла неожиданно – вместе с судебными исполнителями. Делерен оказался опытным мошенником. Он подделывал чеки Мерсье, использовал счет издательства в своих личных целях. Потери доверчивой актрисы составили полмиллиона долларов. В 1998-м мошенника арестовали и определили в тюрьму города Грасса.

Осенью 1997 года в Париже вышла книга Мишель Мерсье «По-ангельски ваша». Примерно в то же время американские продюсеры предложили ей снова стать Анжеликой. Постаревшая на тридцать лет, но все такая же обольстительная и неукротимая Маркиза ангелов вслед за взрослыми сыновьями отправится в Новый Свет бороться с интригами. К сожалению, съемки повисли в воздухе из-за нерешительности графа де Пейрака – актера и режиссера Робера Оссейна.

Комментариев: 1

  1. Валентина пишет:

    Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары, какие видела. Статья очень интересная, вполне сочетаеся с мемуарами самой Мишель. Автор заслуженно импонирует этой волшебной женщине. Большое спасибо.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос:


Copyright © 2008 Знаменитые женщины | Наверх | Sitemap
бизнес пионы доставка цветов в Севастополе и фруктов в Днепропетровске