Знаменитые женщины > Надежда Андреевна Обухова

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Надежда Андреевна Обухова

Певицы, музыканты - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:21

(1886-1961)

Надежда Андреевна Обухова

В детстве она брала уроки пения у Элеоноры Липман в Ницце, куда каждую зиму – с 1899 по 1906 год – ее вместе с сестрой привозил дедушка. Петь любила с раннего возраста, и была весьма огорчена, что мадам Липман, ученица прославленной Полины Виардо, определила ее чудесный голос как сопрано. Впрочем, уроки мадам были увлекательными, особенно когда после занятия она пела сама.

Позднее Надежда Обухова вспоминала:

«Мы с интересом слушали, удивлялись ее мастерству, технике и диапазону ее голоса, хотя сам голос был неприятного, резкого тембра и она очень широко и некрасиво открывала рот».

Детские годы ее прошли в Тамбовской губернии – в старинном доме среди запущенного сада, где жил когда-то предок Надюши – замечательный поэт Евгений Боратынский… Самый родной человек – дедушка, Адриан Мазараки, человек неординарный: основал в Воронеже филармонию, где на собственные средства устраивал концерты, приглашая самых известных музыкантов. Рано потерявший жену, а затем и дочь, умерших от туберкулеза, Адриан Семенович целиком посвятил себя воспитанию внуков. Старался вырастить их образованными и здоровыми, что ему и удалось. Надя и Аня хотят петь? Они станут певицами!

В Ницце Наденька с дедом и сестрой посещала оперный театр и видела многих выдающихся певцов. Здесь она впервые услышала «Кармен» – под открытым небом, в огромном римском цирке. Пела француженка Сесиль Кеттен. «Сесиль Кеттен… ходит своей гибкой, тигриной походкой, прищелкивая кастаньетами, грациозно покачиваясь, а из ее уст льется знойная цыганская песня, в которой огонь, кровь и вино». Этот образ будет преследовать Надю всю жизнь. Мечта о Кармен воплотится в ее творчестве очень нескоро. Но все-таки воплотится!

…Детство неожиданно и резко закончилось: именно в благословенной Ницце заболел и умер дедушка. Две сестры и брат остались сиротами. Правда, московские родственники не оставили их наедине с бедой. Впрочем, юные сестры сразу повели себя самостоятельно – даже поселились в гостинице, чтобы не быть никому обузой. В 1907 году вместе поступили в консерваторию, к которой не последнее отношение имел их дядя, Сергей Трофимович Обухов – управляющий театрами. Очень требовательный к племянницам, он живо интересовался их занятиями и давал много ценных советов. В свое время Сергей Трофимович пел в «Ла Скала», был солистом Большого театра. В домашней обстановке он обожал исполнять дуэты вместе с Надей. Теперь уже ее прекрасное меццо-сопрано ни для кого не было секретом – ни для преподавателя, знаменитого профессора У. Мазетти, ни для Антонины Васильевны Неждановой, с которой подружилась начинающая певица.

Еще во времена ученичества Обухова приняла участие в конкурсе, который проводился в Мариинке. Выступать ей пришлось под псевдонимом: студентам запрещалось «показывать себя» на подобных мероприятиях. Надежда не только с блеском выдержала все конкурсные испытания, но и заслужила высокую оценку известнейшего в то время певца Н. Фигнера. По его ходатайству Обухову пригласили работать в Мариинский театр. Но она отказалась от столь заманчивого предложения и вернулась в Москву, чтобы продолжить образование. А может, причиной отказа были и личные обстоятельства: едва закончив консерваторию, Наденька Обухова вышла замуж за Павла Сергеевича Архипова, заведовавшего в Большом театре постановочно-монтировочной частью.

В 1914-м, когда началась Первая мировая, ее мужа как прапорщика запаса призвали в дружину ополчения. Надежде Андреевне разрешили поехать с ним, но быть вблизи фронта довелось недолго: Павла Архипова после серьезной болезни эвакуировали в московский госпиталь, куда его сопровождала жена. Врачебная комиссия освободила Павла Сергеевича от военной службы, и он вернулся к своим делам в театре. А Надежда Андреевна, вовсе не страдавшая гордостью, два года (!) работала сестрой в госпитале. И часто пела раненым солдатам в палатах, причем без всякого аккомпанемента. Она упорно продолжала заниматься с Мазетти, совершенствовалась и все-таки достигла заветной мечты – ее приняли в Большой театр! Произошло это в 1916 году.

Природа наделила ее голосом необычайной красоты и большого диапазона: от контральто до высокого меццо-сопрано. Благодаря блестящей вокальной школе, а затем и постоянной шлифовке голоса она добилась подлинных вершин мастерства. У Надежды Андреевны было особое свойство, которое, к сожалению, присуще далеко не всем деятелям искусства: в ее исполнении, как свидетельствуют современники, отсутствовал дурной академизм, когда певец боится отступить хотя бы на шаг от заученного. Подлинность жизни сквозила буквально во всех ее движениях на сцене.

С конца 1920-х годов Обухова начала выступать на концертной эстраде в сопровождении рояля и двух гитар. Года через два-три ввела в свой ансамбль и скрипку. Еще позднее гитары сменились виолончелью. В совершенстве владея несколькими иностранными языками, она исполняла французские, итальянские, испанские песни и романсы на языке подлинника.

Партия Кармен досталась ей только в 1930 году. Появление ее в этой роли вызвало много споров. Кое-кто наверняка судачил: можно ли артистке уже не первой молодости и отнюдь не хрупкого сложения изображать молоденькую цыганку? Впрочем, многие товарищи Обуховой признавали, что образ, созданный ею, был гораздо ближе к героине новеллы Мериме, чем у некоторых артисток с «цыганской внешностью».

Кстати, готовясь выступить в этой партии, певица несколько месяцев занималась в… балетном классе, и критика впоследствии назвала ее Кармен «самой танцующей».

А вот партией Марфы (опера М. Мусоргского «Хованщина») в исполнении Надежды Андреевны тогда впервые могли восхищаться и радиослушатели: спектакль транслировался прямо из зала Большого театра. О том, какой была певица в этой роли, мы можем судить по портрету М. Нестерова, который запечатлел актрису в образе Марфы.

Во время Великой Отечественной столичные театры эвакуировались: Малый – в Челябинск, Большой – в Куйбышев. Москва опустела. А Надежда Андреевна осталась… Она была явно не робкого десятка! Пробираясь по темным заснеженным улицам, порой и во время бомбежки, шла на радио. И по всей стране лился ее жизнеутверждающий, чарующий голос – в эфире, назло бесчеловечной войне, звучали всеми любимые старинные русские романсы, советские песни…

Иван Козловский, который был соседом Обуховой более тридцати лет, вспоминал весьма любопытные вещи. Оказывается, годами в Большом театре существовала следующая практика: когда на афише стояло имя Обуховой, заранее готовили дублершу. Зачем? Если Надежда Андреевна хотя бы в малейшей степени чувствовала себя не в форме, она категорически отказывалась петь. По мнению Козловского, это свидетельствовало прежде всего об огромной ответственности перед аудиторией.

«И что же? – рассуждает знаменитый тенор. – Жизнь подтвердила ее теорию – менялось начальство, которое хваталось за голову при ее отказах петь и кричало, что с Обуховой трудно строить репертуар, многих поглотила медленная Лета, а голос Надежды Андреевны звучал до последних дней ее жизни; она пела, и – что самое главное – пела хорошо».

Чрезвычайно требовательная к самой себе, Надежда Андреевна не могла пропустить выдающихся событий в искусстве. Однажды, уже больная, пошла к друзьям смотреть по телевизору концерт Вана Клиберна.

«Какой артист этот мальчик, – говорила она. – Кажется, что он не играет, а читает человеческую душу».

До конца дней ее не покидал тонкий юмор человека, привыкшего быть оптимистом. Однажды кто-то сказал ей, что голосом и манерой исполнения ее напоминает молодая певица Валентина Левко. Услышав Левко по радио, Надежда Андреевна полусерьезно спросила: «Я это или не я?»

Свой последний концерт она исполнила в честь наставницы и подруги, А. Неждановой, у нее в доме в связи с годовщиной смерти певицы.

Лето она обычно проводила в Крыму, в Феодосии. Там и ушла из жизни. 14 августа 1961 года стояла страшная жара…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: