Знаменитые женщины > Надежда Васильевна Репина-Верстовская

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Надежда Васильевна Репина-Верстовская

Певицы, музыканты - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:17

(1809-1867)

Надежда Васильевна Репина-Верстовская

В 1825 году, в день торжественного открытия нового здания Московского Большого театра, зрители впервые увидели Надежду Репину – свою будущую любимицу, актрису, ставшую вскоре знаменитой. «Ее необыкновенно выразительное лицо, черные блестящие глаза, избыток чувств, все это вместе при ее таланте, помогло ей в совершенстве олицетворить дочь пламенного юга», – писал свидетель этого дебюта. Писатель С. Аксаков отметил в одной из своих статей «свежее дарование Репиной», которой едва минуло семнадцать.

Наденька Репина была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А. Е. Столыпина. Ее отца еще в 1798 году выкупила на волю дирекция Московского казенного театра. Окончив театральное училище, юная исполнительница вошла в состав императорской труппы.

Здесь, в Большом театре, Надежда Репина познакомилась с «Самим», как тогда называли Верстовского. Известный в то время композитор, инспектор музыки дирекции, а позднее и репертуара императорских театров, носитель знатной дворянской фамилии настолько увлекся молодой певицей, что решился связать с ней свою дальнейшую судьбу. Их любовь преодолела сословные преграды: из-за нее Алексей Николаевич, насмерть разругавшись с отцом, ушел из родительского дома. До конца своих дней он не расставался с Надеждой Васильевной…

Репина с равным успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях. Она была не только певицей, обладавшей уникальным голосом широчайшего диапазона, но и замечательной драматической актрисой. Каждое ее появление на сцене становилось событием. Зрители обожали ее. Аполлон Григорьев сравнивал Репину в драматических ролях с Павлом Мочаловым – знаменитым московским актером той поры, прославившимся в трагедиях Шекспира и Шиллера. В. Г. Белинский говорил, что в комических ролях в ее таланте просматривается аналогия с талантом Щепкина. По выражению этого придирчивого критика, вся она была «огонь, страсть, трепет, дикое упоение». В ролях Лизы («Л. Г. Синичкин»), Сюзанны («Свадьба Фигаро»), в мольеровских комедиях Надежда Репина не имела соперниц.

Партии в операх и водевилях создавались специально для Репиной, с учетом ее дарования. Арии, сыгранные ей на скрипке или фортепиано, она разучивала на слух. Репертуар певицы был огромен: она исполняла все ведущие партии опер, шедших на сценах казенных московских театров в 1825-1841 годы. Наибольшим успехом пользовалась в «Фра-Дьяволо» и «Черном домино», а также в «Аскольдовой могиле». Эта самая знаменитая опера Верстовского была впервые поставлена 16 сентября 1835 года, в канун дня рождения Надежды Васильевны.

… Как-то Пушкин услышал у южных цыган напев «Аде мо, фиде мо» («Режь меня, жги меня») и попросил молдавского хороведа прислать ему вариант данного исполнения, а Верстовского – сделать расшифровку. И именно в исполнении Надежды Репиной «Песня Земфиры» к инсценировке пушкинских «Цыган» получила исключительное признание зрителей.

Певица была необычайно работоспособна – ходили легенды о том, что она сутками не выходит из театра, репетируя новую арию. Ну и, конечно, как это часто бывает в театральном мире, многие завидовали шумному успеху Репиной, объясняя его поддержкой такого влиятельного человека, как Верстовский.

Возможно, в этом была и доля правды. Хотя Верстовского с полным правом можно назвать и создателем, и погубителем великой актрисы, считают музыковеды. Романс «Черная шаль» в какой-то мере раскрывает его сложные, противоречивые отношения с Надеждой Репиной. Была ли это ревность знаменитого мужа к все более набиравшей силу популярности жены: да как она посмела?! Сложно сказать. Известно одно: характер Алексей Николаевич, бабушкой которого, кстати, была горячая пленная турчанка, имел не ангельский…

В возрасте тридцати двух лет Надежда Репина вдруг, на гребне славы, покинула театральные подмостки. В феврале 1841 года она в последний раз играла на сцене Большого театра. Уступив настояниям композитора, Надежда Васильевна ушла в отставку, поскольку дворянин Верстовский по тогдашним законам не мог вступить в официальный брак с артисткой. Для давно желаемого замужества Репина пожертвовала любимым делом…

В арбатском особняке она прожила вместе с Верстовским более двадцати лет. Здесь бывали известные актеры, музыканты, поэты, но Надежда Васильевна так и не смогла стать просто хозяйкой дома – не любила светские приемы. Говорили, что она пристрастилась к спиртному, быстро сникла, увяла, потеряла свою привлекательность и очарование. Единственное, что возвращало ей какую-то живость, – посещение театра. Современники вспоминают, что и сам Верстовский в последние годы страдал так же, как и Надежда Репина. Их совместная жизнь, которая так ярко началась, завершалась пасмурно и драматично…

Надежда Репина, пережившая мужа на пять лет, похоронена на Ваганьковском кладбище. Одна из московских газет писала в день погребения: «С ее уходом московская сцена понесла великую утрату, и Бог знает, когда и кем она будет пополнена. По крайней мере до сих пор место незабвенной артистки остается вакантным. Истинные таланты не родятся, как грибы».

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: