Знаменитые женщины > Валентина Степановна Гризодубова

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Валентина Степановна Гризодубова

Первооткрывательницы и ученые - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:46

(1910-1993)

Валентина Степановна Гризодубова

Их имена стали легендарными в предвоенные годы. 24 сентября 1938 года весь мир облетело сообщение ТАСС: экипаж советских летчиц, возглавляемый командиром Валентиной Гризодубовой, на самолете «Родина» впервые в истории авиации совершил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Сквозь циклоны, сплошную облачность и густой туман 26 часов и 29 минут Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вели «Родину» к цели и сумели посадить машину на заросшее таежное озеро без единого повреждения. Отважные летчицы стали первыми женщинами – Героями Советского Союза – за «установление женского международного рекорда дальности перелета по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку».

Пять международных рекордов числилось на счету Валентины Гризодубовой – рекордов, рожденных от избытка молодых сил и великой любви к авиации. Эту летчицу не по радио и газетам, а лично знало множество людей в самых отдаленных уголках страны, куда она, пилот эскадрильи им. М. Горького, прилетала на своем самолете.

Было некое знамение в самой дате ее появления на свет: Валентина Степановна родилась в Харькове в ночь на 1 января, чуть ли не с боем часов, возвестивших начало нового, 1910 года. Ее отец – авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем также и моторы к ним, – строил своими руками и сам испытывал.

Однажды, когда мать Вали ушла на работу, а двухлетнюю дочурку не с кем было оставить, Степан Васильевич привязал девочку к себе за спину – чтобы не вывалилась из аэроплана – и полетел испытывать новую машину. И такое случалось не раз. Так, буквально с пеленок, началась для Валентины Гризодубовой дорога в небо.

В четырнадцать лет Валентина побывала вместе с отцом на слете планеристов в Коктебеле. Самостоятельно летала, познакомилась с теми, кто останется на всю жизнь ее друзьями: с прославленным летчиком К. К. Арцеуловым, будущим конструктором космических аппаратов С. П. Королевым и авиаконструкторами О. К. Антоновым и С. В. Ильюшиным.

Мать Вали, Надежда Андреевна, с детских лет приучила дочь к музыке. Окончив в юности музыкальное училище и Харьковскую консерваторию, Валентина Гризодубова могла бы стать замечательной пианисткой. Спустя годы ее игру транслировали по телевидению, и профессионалы изумились, как виртуозно эта знаменитая летчица исполняла классические произведения…

Кроме музыки был еще технологический институт, но мечта о небе победила все остальные привязанности. Валентина поступила в летную школу Осоавиахима, хотя попасть туда девушке в то время было очень сложно. Но настойчивая Валентина добилась приема у наркома С. Орджоникидзе и благодаря его содействию в ноябре 1928 года оказалась зачисленной в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Затем, оставив занятия в институте, поступила в первую Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, а в следующем году – в школу летчиков-инструкторов в Пензе.

Так девятнадцатилетняя Валентина стала летчиком-инструктором в Тульской летной школе, где она проработала с 1929-го до 1934 года. Незаурядные летные способности, хорошая теоретическая подготовка заметно выделяли ее среди коллег. Более того: Гризодубова написала учебник по теории полета, который на правах рукописи принимался для обучения всеми летными школами.

В 1934-м Валентина Степановна перешла в агитэскадрилью имени М. Горького. Один из самолетов – «Орденоносная работница» – был построен на средства, собранные женщинами страны по инициативе читательниц журнала «Работница». На этой воздушной машине Валентина Гризодубова появлялась в самых отдаленных городах и поселках. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной, добиралась до селений, где не только самолетов, но и паровоза еще не видали; садилась на лесных полянах, лугах, в поле, и со всех сторон к ней бежали люди. А она вместе со своим бортмехаником Катей Слобоженко катала ударников колхозного труда, агитировала молодежь идти в авиацию, собирала средства на постройку новых самолетов. За работу в этой агитэскадрилье летчицу наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В октябре 1937 года Валентина Степановна установила пять мировых женских рекордов по скорости, высоте и дальности полета на легких самолетах А. С. Яковлева. В том же году вместе с Мариной Расковой она совершила дальний перелет Москва – Актюбинск. В июле 1938-го, вместе с П. Осипенко и В. Ломако, – перелет на гидросамолете МП-1 из Севастополя до Архангельска. (Все участницы были награждены орденами Ленина.) А еще через два месяца – знаменитый перелет на Дальний Восток…

Самолет «Родина» с первых часов полета вступил в борьбу со стихией. На подходе к Новосибирску у него началось обледенение. На высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять крылатую машину до высоты 7 450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе.

А тут еще за Красноярском замолчала радиостанция «Родины»: при полете в облаках кабина штурмана заледенела, и на высоте аппаратура перестала работать – холод просто «сковал» ее. Самолет оказался отрезанным от всего мира…

Для Марины Расковой к 26,5 часа полета добавилось десять суток блуждания по тайге. Летные испытания «Родины» показали: при аварийной посадке самолет становится «на нос». Когда закончилось горючее и предстояла аварийная посадка, Гризодубова приказала Расковой покинуть борт машины, поскольку в передней кабине при вынужденной посадке оставаться было опасно. Приземлившись, Марина Михайловна, для поддержки духа имевшая лишь шоколад и пистолет, более недели добиралась до места, где ее командир посадила самолет. (Таежно-болотная эпопея серьезно навредила ее здоровью: отказавшись от лечения сразу после полета, она провела пять месяцев на больничной койке в следующем году.)

А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив злополучную «Родину». На поиски летчиц вылетело множество самолетов, в тайгу отправились сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Имена женского экипажа вмиг стали на слуху у всего мира…

Вместе с найденными летчицами поисковый отряд почти сутки продирался через тайгу, затем еще день добирался на лодках до поджидавшего их катера «Дальневосточник», далее в Комсомольск-на-Амуре, затем в Хабаровск. И уже из Хабаровска в Москву героические женщины следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. По всему пути их встречали толпы людей…

В конце 1938 года Валентина Гризодубова была назначена начальником Управления международных воздушных линий (УМВЛ). Вот где пригодилось ей умение работать с людьми, полученное в агитэскадрилье! Она открыла первые международные трассы на Балканы, в Берлин.

А самолет «Родина» вызволили из болота, когда подошли настоящие морозы и окреп лед. Летом 1939 года «Родина», пилотируемая мужем Гризодубовой – летчиком Виктором Соколовым, возвратилась в Москву. Почти всю войну самолет летал, обеспечивая фронтовые бригады.

…В начале Великой Отечественной подполковник авиации Гризодубова подняла в небо тяжелый бомбардировщик. И стала единственной женщиной в 101-м авиационном полку дальнего действия. И первой женщиной – командиром боевого полка.

Особенно напряженной была работа всей авиадивизии зимой 1942-1943 годов. Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага: бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты; партизанским соединениям доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, продовольствие – все необходимое. На Большую землю вывезли около четырех тысяч ребятишек… А было это не просто, только виртуозам под силу: летали ночью, в полной темноте. И надо было в глухом лесу отыскать посадочную площадку, приземлиться и той же ночью опять пересечь линию фронта. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го, из них двести вылетов – лично командир полка, уже полковник Валентина Гризодубова. Кстати, в войну немцы назначали за ее голову огромные деньги…

День 7 сентября 1941 года стал днем рождения Антифашистского комитета советских женщин. Первым председателем комитета была Валентина Гризодубова. Комитет помогал сплачивать женщин на борьбу с оккупантами, на восстановление разрушенного войной хозяйства, спасение сирот, раненых.

После Победы Валентине Степановне предлагали возглавить дивизию – она отказалась: «Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду…» Вместо этого она добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника.

В жизни Валентина Степановна отличалась прямотой и бескомпромиссностью. Когда в сталинское время ее избрали депутатом Верховного Совета СССР, она держала под своим контролем около пяти тысяч дел. Каждый день приносил ей множество писем. Иногда на конвертах стоял адрес: «Москва. Кремль. Сталину и Гризодубовой».

Валентина Степановна не раз бывала на приемах у Сталина, и до конца дней сохранила хорошее впечатление об этих встречах, а во всех злодеяниях винила Берию. Она говорила: «Самое трудное не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить в правах, вернуть жилье, работу». И скольким помогла! Кто знает, как бы сложилась судьба Сергея Павловича Королева, если бы не она…

Помощница Валентины Степановны Н. Виноградова порой обмирала от страха, рассылая гневные письма, подписанные Гризодубовой. «Требую, – писала, например, она в пять правительственных инстанций, – сожгите лагерь Знаменку, БУР (барак усиленного режима)…»

Лагерь в конце концов сожгли, правда, уже после смерти вождя. Но и депутатом Верховного Совета СССР Валентина Степановна пробыла только первый созыв.

С годами о Гризодубовой вспоминали все реже и реже, потом перестали вспоминать вовсе. Время создавало новых кумиров…

«Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе, – сказано о Валентине Степановне в одном из журналов. – Что на самом деле утрачивается, – масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями «борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом». Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков…»

Умерла Валентина Степановна 28 апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка)… Комиссия по увековечению ее памяти, в которую вошли известные летчики, космонавты, видные общественные деятели, представители культуры и просто друзья Валентины Степановны, многие годы билась, чтобы установить ей памятник в столице. И в 2000 году их старания наконец-то увенчались успехом.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: