Знаменитые женщины > Вера Васильевна Холодная

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Вера Васильевна Холодная

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:02

(1893-1919)

Вера Васильевна Холодная

Родилась она в 1893 году в Полтаве, в семье учителя городской гимназии Василия Левченко и его жены Екатерины Сергеевны, выпускницы Александро-Мариинского института благородных девиц. Когда девочке исполнилось два года, родители переехали в Москву, где поселились в тихом районе Кисловских переулков.

Воспитанная бабушкой, скромная и послушная девочка, которую мать за отменный аппетит называла «полтавской галушкой», с ранних лет мечтала о сцене. Пойдя ей навстречу, Екатерина Сергеевна отдала Веру в балетное училище Большого театра. К сожалению, в скором времени девочку забрали из училища по настоянию бабушки (Екатерина Владимировна считала неприемлемой для девушки из порядочной семьи профессию танцовщицы). А между тем, проучившись в училище два года, пластичная Верочка подавала большие надежды. Как знать – может быть, русский балет не досчитался еще одной великой танцовщицы?..

В 1905 году, когда Екатерина Сергеевна ждала третьего ребенка, от холеры скончался отец. Так их семья осталась без кормильца, но, надо полагать, не совсем без средств. Жизнь продолжала идти своим чередом. Во время учебы в гимназии Верочка постоянно участвовала в концертах и любительских спектаклях. Она прекрасно декламировала и, по воспоминаниям сестры Софьи, частенько упрекала мать в том, что ей не дали возможности учиться балету. Заметив, что младшая сестренка тоже тянется к танцу, сама занялась ее воспитанием и определила в балетную школу.

В пятнадцать лет Вера побывала на спектакле «Франческа да Римини», где в главной роли блистала Вера Комиссаржевская. Вернувшись из театра домой, Верочка замкнулась в себе. Ночью у нее поднялась высокая температура, и горячка не отпускала девочку целую неделю. Семейный врач объяснил родным: Вера чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. Ей нельзя слишком много читать и… мечтать.

В 1910 году в гимназии, в которой училась Верочка, состоялся прощальный бал. Среди гостей, приглашенных на праздник, оказался начинающий юрист Владимир Холодный. Владимира и Верочку представили друг другу, он пригласил девушку на танец и больше уже не отходил от нее ни на шаг. Вскоре они поженились.

«Некоторые друзья семьи Левченко осуждали этот ранний брак – они не увидели, не поняли, что встретились с настоящей, большой любовью, – писал кинокритик Алексей Каплер. – Эта любовь выдержала все испытания – и испытания разлукой, в том числе разлукой во время войны 1914 года, когда Владимир Григорьевич сражался на фронте, и самое большое испытание – славой, когда Вера Холодная стала знаменитостью, «королевой экрана» и была окружена бесчисленными поклонниками. Никогда и ничем не омрачалась эта любовь, никогда – во все годы жизни Веры Васильевны и Владимира Григорьевича – не исчезала, не ослабевала влюбленность первых дней».

В редкие свободные дни Холодные усаживались в собственный автомобиль и отправлялись на подмосковную дачу в Звенигород или просто колесили по живописным окрестностям. Бывало, даже переворачивались на бешеной (по тем временам) скорости. По счастью, рискованные мероприятия заканчивались для обоих лишь ушибами да порезами.

Юная влюбленная женщина, какой была в то время Вера Холодная, – могла ли она предположить, что не просто свяжет свою жизнь с искусством, а станет звездой экрана и будет иметь фантастический, сенсационный успех? Что имя ее для целого поколения станет нарицательным символом славы, женской красоты и таланта?

Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам.
Никого теперь не жаль.
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай…

Это стихотворение близкого друга актрисы, певца А. Н. Вертинского, как будто бы о скором прощании с ней. Написано оно в 1916-м, за три года до ее ухода из жизни…

Позже Александр Вертинский вспоминал: «Среди моих тогдашних знакомых была очень красивая молодая женщина – жена прапорщика Холодного (украинская фамилия) – Вера Холодная. Как-то, повстречав ее на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привез ее на кинофабрику и показал дирекции. Холодная понравилась. Постепенно ее стали втягивать в работу. Не успел я, что называется, и глазом моргнуть, как она уже играла картину за картиной, и успех ее у публики все возрастал с каждой новой ролью».

Немного по-другому повествует об этом сестра «королевы экрана»:

«Вертинский? Впервые он появился у нас с письмом от Владимира Григорьевича – мужа Веры. Это было письмо с фронта. Я ему как раз открывала дверь. Вижу, стоит худющий-прехудющий солдатик. Ноги в обмотках, гимнастерка вся в пятнах, шея тонкая, длинная, несчастный какой-то. Он служил тогда санитаром в поезде – передвижном госпитале. Я провела его в гостиную. Он передал Вере письмо и стал приходить к нам каждый день. Садился, смотрел на Веру и молчал. Однажды попросил прослушать его. Это были какие-то никуда не годные куплеты. Вера честно сказала свое мнение. Потом он приносил еще и еще – и наконец Вере что-то показалось интересным. Она ведь сама очень хорошо пела старинные цыганские романсы, аккомпанируя себе на рояле. Вера попросила Арцыбушеву, которая была директором Театра миниатюр в Мамоновском переулке (ныне Московский ТЮЗ), устроить выступления Вертинского. Он пел там своего «Маленького креольчика» и еще какие-то песенки, посвященные Вере…
Вера Васильевна любила театр, любила искусство и проводила время или в чтении книг по вопросам искусства, или вращалась в кругу актеров, литераторов, художников и бывала часто в клубе «Алатр». На одном из таких вечеров ее познакомили с представителем кинофабрики Ханжонкова Туркиным и режиссером этой фабрики Евгением Францевичем Бауэром…
Туркин и Бауэр предложили Вере Васильевне приехать на кинофабрику, чтобы заснять ее крупным планом, а после удачной пробы сниматься в картине «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу… После первой картины, которая прошла с большим успехом, Вере Васильевне предложили заключить контракт сразу на три года».

Шел 1914-й. Вере Холодной исполнился двадцать один год.

Муж, Владимир Холодный, открыл свое дело – в 1912-м он организовал первый в России автожурнал «Ауто». Но, как говорят факты, именно нехватка средств заставила его жену предложить свои услуги кинематографу. С началом войны Владимир Григорьевич был призван на фронт, а на руках будущей звезды экрана остались мать с двумя малолетними сестрами и две собственные малышки – родная, Евгения, и приемная, Нонна.

Существует версия, что после первых съемок режиссер В. Гардин вынес безапелляционное резюме: «Из нее ничего не выйдет». Тем самым он сослужил Вере Васильевне добрую службу: отправил неудачливую, по его понятиям, статистку с письмом к Бауэру. Можно представить, как он кусал локти позднее, когда Холодная стала звездой, собирающей в кинотеатрах тысячи зрителей!

В 1915 году она снялась в тринадцати фильмах: «Княжна Тараканова», «Живой труп», «Человек-зверь», «У камина», «Миражи», «Молчи, грусть, молчи»… По сути, ни дня без работы!

Как пригодились Вере Васильевне балетные навыки! Гибкий стан, скользящая, словно струящаяся походка, запоминающийся изящный поворот головы – все в ней свидетельствовало о том, что в юности она училась в балетной школе, утверждали знатоки театра.

Последовали годы упорной работы. Актриса не обольщалась многочисленными похвалами, восторженными отзывами режиссеров и прессы. После общественных просмотров картин с ее участием, по свидетельству сестры Софьи Васильевны, она всегда уезжала смотреть эти фильмы в самые отдаленные уголки Москвы. Тщательно готовилась к каждой роли, понимая, что одно из главных средств воздействия актера – голос… Но в немом кино приходилось обращаться к зрителю другими, более сложными средствами: мимикой и жестами.

По мнению директора кинотеатра «Дом Ханжонкова» Расима Даргях-заде, разгадка феномена актрисы в том, что она играла саму себя: «В отличие от других кинодив той эпохи она не была профессиональной актрисой. Снимались балерины, актрисы императорских драматических театров, а вот ее игра не была театральной, она играла самое себя, устремленную в будущее, талантливую, высоко художественно одаренную девушку». Другие успех Веры Холодной объясняли тем, что все сыгранные ею роли были воплощением одного образа – красивой, печальной женщины, обманутой возлюбленной или непонятой окружающими.

В августе 1915 года пришло извещение с Западного фронта. В казенных строчках сообщалось, что поручик Холодный тяжело ранен в боях под Варшавой и на санитарном поезде доставлен в тыловой госпиталь. Вера приняла решение: во что бы то ни стало пробираться к мужу. Не обращая никакого внимания на уговоры близких и оставив денежную работу, звезда экрана отправилась на фронт. Как рассказывали, именно она, не отходя в госпитале от кровати раненого, вырвала Владимира Холодного из лап смерти.

И вновь – Москва, вновь – съемки… После премьеры фильма «Живой труп» актрису пригласил в коллектив Художественного театра сам Станиславский, предложив ей сыграть Катерину в пьесе Островского «Гроза». Но это почетнейшее для любой другой актрисы предложение Вера Холодная не приняла: она обожала кино.

Проработав год у Ханжонкова, Вера Васильевна перешла на одесскую кинофабрику Харитонова. Очевидцы уверяют: в дни, когда в городе шел показ новой «фильмы», самый знаменитый одесский бандит Мишка-Япончик по просьбе властей не грабил обывателей до двух часов ночи. Этот налетчик и романтик был безумно влюблен в Веру Холодную. Его расстреляли в 1919 году по личной телеграмме Льва Троцкого…

Здесь, в Одессе, и застала актрису Октябрьская революция. Впрочем, съемки продолжались, а Вера Холодная по-прежнему оставалась на пике популярности. Однажды на концерте в Краснопресненском районе ей преподнесли маленького поросеночка, перевитого красной лентой. Во рту у поросенка была грамота – благодарность рабочих…

В это время актриса начала получать множество предложений от иностранных кинофирм. Ее приглашали сниматься и в Европе, и в Америке. Но Холодная решительно отказалась, более того, она опубликовала в печати заявление о том, что не собирается покидать Россию:

«…Если нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы, – значит, нас там ценят высоко. Но теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю».

Помимо съемок в Одессе актриса успевала участвовать во всевозможных благотворительных встречах и концертах. Когда же и этого ей показалось мало, она занялась сбором пожертвований. В пользу безработных актеров, одесских вдов, военнопленных, увечных солдат и городских беспризорных… По свидетельствам современников, будь ее воля, Вера Холодная помогла бы каждому, кто в этом нуждался.

В конце января 1919 года Вера Васильевна принимала участие в концерте в пользу безработных артистов в Одесском литературном клубе, где и простудилась. В то время зверствовала «испанка» – тяжелая форма гриппа.

«Оказалось, она выступала на балу журналистов, много танцевала и, разгоряченная, вышла на приморскую террасу, где ее моментально прохватило резким морским ветром», – объяснял А. Вертинский.

…К ней никого не пускали. Она чувствовала, что ей осталось жить считанные дни. Как-то позвала дочь Женю, зашептала в полубреду: «Ты почему танцуешь и поешь, когда мама умирает?..»

Проболев восемь дней, актриса скончалась от отека легких 3 февраля 1919 года. На смертном одре она лежала сильно загримированная, совершенно не похожая на себя. Ночью тело перенесли в собор. По городу ползли слухи – один нелепее другого: дескать, Вера Холодная была иностранной шпионкой, а убили ее революционные матросы. Другие уверяли, что ее задушил деникинский генерал… В смерти актрисы винили то французского посланника Энно, то уже упоминавшегося Мишку-Япончика, которые якобы прислали неверной любовнице отравленные белые лилии. Действительно, она безумно обожала эти королевские цветы, и многочисленные поклонники, желая ей скорейшего выздоровления, буквально завалили любимую актрису роскошными белыми букетами. Они-то и вызвали у королевы экрана смертельную аллергию – существовала и такая версия.

Ее похороны были организованы на средства Управления кинематографии. Последний траурный путь Веры Холодной проходил при необычайном стечении народа, провожающего первую русскую киноактрису. В Москве К. Станиславский устроил в Художественном театре вечер памяти Веры Холодной. В день смерти актрисы были отменены все спектакли в театрах.

Тело Веры Васильевны было забальзамировано и помещено в часовенку на Христианском кладбище Одессы. При более благоприятных обстоятельствах его планировали перевезти в Москву, но увы… Ее муж скончался спустя несколько месяцев. Владимир Григорьевич перестал общаться с близкими, не выходил из своей комнаты и начал заговариваться. Он вслух беседовал с покойной женой, громко спорил с ней… А однажды уснул и больше не проснулся.

Гроб Веры Холодной оставался в часовне до 1931 года, пока на месте кладбища не решили разбить парк.

Слова, однажды сказанные ею, сбылись: «Я люблю тебя, мой Великий немой, – ты заговоришь, когда меня уже не будет. Я не услышу тебя». Ей не исполнилось и двадцать шести…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: