Знаменитые женщины > Зоя Алексеевна Федорова

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Зоя Алексеевна Федорова

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 22:05

(1909-1981)

Зоя Алексеевна Федорова

Об актрисе Зое Федоровой в 1930-е годы писали много, окрестив ее «девушкой с питерской заставы». Задорная, круглолицая, со вздернутым носиком, она так и просилась на экран в фильмы о строителях новой жизни. Недаром ее, тогда еще студентку московского театрального училища, пригласили сниматься в картину «Встречный» – первый советский фильм о рабочем классе. Сняли в эпизодической роли, хвалили, а при монтаже всю роль вырезали – у авторов оказался перебор материала. Подлинный дебют – шумный и яркий – состоялся позже.

Дебютировала она в картине Игоря Савченко «Гармонь». Играла сельскую девушку Марусеньку, жизнерадостную и лукавую, непосредственную и искреннюю. Появившись на экране в 1935-м, актриса девять лет снималась без остановки. Марусеньки, Клавочки, Дарьи, Дуни, Варвары, Натальи… Все эти в общем-то лишь плакатно обозначенные роли старалась наделять реальным содержанием, пытаясь соединить здравый смысл и наивность, простодушие и настойчивую устремленность к цели.

Время от времени по телевидению показывают «Музыкальную историю» – бесхитростный фильм, скроенный по образцам модных в те годы американских лент о судьбе талантливого певца, выходца из народа, о его пути к успеху и славе. Главного героя, Петю Говоркова, шофера из таксопарка играл тогдашний кумир оперной сцены, молодой, красивый Сергей Лемешев. Зоя Федорова снялась в роли его подруги, диспетчера таксопарка Клавы Белкиной. Но и в такую незначительную роль Федорова, как всегда, привнесла частицу собственного «я» – природное обаяние, ум, волевой нрав.

Так работалось Зое Федоровой до 1944 года. А потом наступила пауза длиной в двенадцать лет…

Во время войны на одном из приемов актриса познакомилась с военным советником морского посольства США в Москве, а впоследствии – контр-адмиралом Джексоном Роджером Тейтом. Американец и русская стала жить вместе. И его, и ее предупреждали друзья, что могут быть неприятности. Зоя Алексеевна пожимала плечами: «Нет, я настолько известная, они меня никогда не тронут». Влюбленные наивно решили, что полгода будут жить в Америке и полгода в Советском Союзе, и Зоя Федорова продолжит сниматься. К тому же Тейт был женат, ему предстояло еще развестись…

В июле 1945-го актрису неожиданно отправили на гастроли в Крым, а Тейта по распоряжению властей обязали в течение сорока восьми часов покинуть Советский Союз. Он отправился служить на военную базу в Калифорнии, и Федорова не смогла с ним связаться: мешал «железный занавес». Джексон каждый месяц посылал в СССР запросы, на которые не было ответа. Два года он потратил на поиски, а потом получил странное письмо из Стокгольма, написанное, как он посчитал, любимой рукой (он не знал почерка Федоровой): «Джек, ты меня очень раздражаешь своими письмами и своим вниманием, я счастлива, я замужем, у меня двое детей, и оставь меня в покое». В конце концов успокоившийся американец женился на своей соотечественнице и завел детей. Что у него и Зои Федоровой есть дочь, Тейт узнал, когда Виктории исполнилось пятнадцать…

«Жизнь Зои Федоровой с самого начала складывалась неудачно, – писала постперестроечная пресса. – В двадцать с небольшим она уже успела побывать в тюрьме. Вышла замуж за кинооператора Владимира Рапопорта – брак скоропостижно развалился.
Отец Зои был объявлен врагом народа и отправлен в лагеря. Молодой артистке помог всесильный шеф НКВД Лаврентий Берия: известный бабник согласился спасти отца Федоровой в обмен на благосклонность красавицы, но было поздно. Отец умер через несколько месяцев после освобождения. Однако Берия рассчитывал на продолжение романчика с народным секс-символом Федоровой. Снова и снова он вызывал к себе актрису, прибегая к разным способам домогательства… После одного из таких визитов Берия догнал ее в коридоре с цветами в руках и сказал фразу, которую обычно говорил всем будущим жертвам: «Это букет на вашу могилу!» Долгое время ничего не происходило – тишина. Федорова перестала бояться…»

В январе 1946 она родила дочь Викторию. И вскоре была арестована…

Замученная на допросах, Зоя Алексеевна могла бы признаться в чем угодно:

«Мною руководила мысль с помощью ребенка привязать Тейта к себе, чтобы уехать с ним за границу…»

Мужа актрисы, композитора Рязанова, тоже арестовали. В своих показаниях он сообщал:

«В конце июля 1945 года Федорова по секрету сообщила мне, что беременна от капитана Джексона Тейта. Мы условились: отцом ребенка буду считаться я. Я пошел на это потому, что тоже хотел уехать в Америку и надеялся осуществить этот план с помощью Федоровой».

Актрису приговорили к двадцати пяти годам заключения (она призналась в подготовке покушения на Сталина). Маленькую Викторию забрала тетка – сестра матери, бухгалтер по профессии, но через несколько месяцев и ее вышвырнули из Москвы вместе с детьми. Так родственники опальной Зои Федоровой оказались в Северном Казахстане, в селе Полудино. Тетю маленькая Вика называла мамой, а настоящую свою мать, естественно, не помнила.

Зое Алексеевне повезло: она вышла на свободу через два года после смерти Сталина. Актрису выпустили из заключения, когда ей был сорок один год, извинившись за «ошибку». Эта ошибка стоила ей слишком многого: годы тюрьмы, разрушенная любовь, потерянная дочь…

Она вернулась в кинематограф – снялась в комедии «Медовый месяц» в роли поварихи. Отныне Зоя Федорова играла солидных тетушек, матерей, соседок, «женщин с кошелкой», которые появляются на экране и исчезают безболезненно для сюжета. Блистательно сыграла в комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» жену ответственного бездельника, у которого главная героиня фильма служила домработницей.

Актриса спокойно относилась к тому, что ее больше не приглашали на приемы и встречи. Она не бывала за границей, даже в Болгарии. При аресте у нее забрали квартиру на улице Горького и все, что ей принадлежало. После реабилитации по закону должны были вернуть ту же площадь и те же вещи – не вернули ничего. Лишь после нескольких лет проволочек выделили маленькую квартирку.

Спустя годы Зоя Алексеевна решила разыскать Тейта. Он был удивлен, обрадован, но в Советский Союз уже не ринулся: ему больше шестидесяти, да и семейная жизнь уже сложилась. Осенью 1973-го он прислал актрисе нежное письмо, в котором просил прощения за то, что судьба ее и дочери сложилась так трагически. Он приглашал обеих к себе. Мечта Зои Федоровой исполнилась почти через тридцать лет, когда их дочь была уже взрослым человеком.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


Поиск в Яндекс

Запрос: