Знаменитые женщины > Анна Петровна Бунина

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Анна Петровна Бунина

Писательницы, поэтессы - - Опубликовано 10.05.2008 в 23:23

(1774-1829)

Анна Петровна Бунина

Она родилась в 1774 году в селе Урусове Рязанской губернии в семье, корни которой уходили в глубокую старину. Писатель И. А. Бунин впоследствии расскажет: «Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский…»

В числе своих предков называла Бунину и Анна Ахматова: поэтесса приходилась теткой ее деду.

Детство Аннушки Буниной было не особенно счастливым: ей исполнилось четырнадцать месяцев, когда умерла мать. Осиротевшая девочка воспитывалась у теток, затем у старшей сестры; вся ее ранняя юность прошла в деревне. Кроме русской грамоты, арифметики и женского рукоделия ее ничему не учили. Но с тринадцати лет она уже пробовала писать стихи. В 1801 году, получив после смерти отца наследство, давшее ей независимое положение, Анна Петровна перебралась в Москву к сестре Марии. Затем, к удивлению и неудовольствию всех родственников, поселилась в Петербурге совсем одна и объявила, что остается в столице навсегда.

Сняв квартиру на Васильевском острове, она энергично взялась за самообразование: начала изучать иностранные языки, русскую словесность, физику, математику. Средства, в основном потраченные на учителей, быстро таяли, и Буниной пришлось терпеть лишения. Одно время она жила почти впроголодь. Помог ей брат Иван Петрович Бунин – моряк, в доме которого собирался цвет тогдашней литературы: Державин, Жуковский, Дмитриев… Они знакомились со стихами начинающей поэтессы, нередко искренне их хвалили и, чтобы поощрить ее литературные занятия, стали давать заказы на переводы. «Лира спасла меня от потопления», – признавалась Анна Петровна позднее.

Современники в один голос говорят об обаянии молодой поэтессы, ее прекрасном женском облике.

«Обладая живым умом и общительностью, даром слова, женской грацией и привлекательной наружностью, Анна Петровна невольно снискала симпатии и уважение в тех кругах, где ее принимали по связям семейным и дружеским, и там, где ценили ее литературный талант и ее преданность своему призванию и русской словесности», – писал филолог, профессор Я. К. Грот.
«Вы, тетенька, такая хорошенькая, беленькая и румяная, для чего вы белитесь и румянитесь?» – вопрошал Анну Петровну, собиравшуюся предстать перед обществом, ее юный племянник. «Глупенький! – отвечала она. – Это этикет двора: я могу сконфузиться, побледнеть или покраснеть, а побелившись, я не изменюсь в лице».

Теплая дружба Буниной с известным поэтом Иваном Дмитриевым невольно подавала повод к слухам: окружающие надеялись, что два литератора соединят свои судьбы в браке. Вероятно, Анна Петровна, натура увлекающаяся и даже страстная, и впрямь была неравнодушна к Дмитриеву, но предложения руки и сердца так и не дождалась…

Интересы Буниной в поэзии были широки: она писала сама, много переводила, изучала теорию стихосложения. В 1808 году в ее сокращенном переводе с французского был издан большой труд аббата Батте «Правила поэзии». К этому труду Бунина приложила правила «российского стопосложения», то есть стихосложения, и сделала на своем труде посвящение: «В пользу девиц». Этим она как бы призывала других женщин следовать за собой в занятиях литературой.

Именно в это время русская литература стала стремительно обретать глубину и блеск, а также общественное значение. Позже, в 1834 году, рассуждая о роли женщин в ней, критик Иван Киреевский удивлялся на страницах одного из альманахов:

«…давно ли с этим словом писательница соединялись самые неприятные понятия: пальцы в чернилах, педантство в уме и типография в сердце!» А теперь, продолжал критик, «название Литератора стало уже не странностью, но украшением женщины: оно во мнении общественном подымает ее в другую сферу, отличную от обыкновенной… Впрочем, я говорю здесь только о новом поколении и частию о среднем: в старом поколении, которое привыкло видеть в женщине полуигрушку, – предрассудок против писательниц еще во всей силе. Он задавил, может быть, не один талант…».

Не случайно талантливый поэт и сатирик того времени М. В. Милонов, ушедший из жизни всего в двадцать девять лет, восклицал в своем стихотворном послании «К А. П. Буниной»:

Природа в щедрости для чад своих равна,
Пристрастного в дарах не ведает раздела.
О милый, нежный пол, ужель исключена
Навек из твоего поэзия удела?

В 1809 году у Буниной вышла книга стихотворений «Неопытная муза», о которой в одной из рецензий того времени было сказано:

«Многие произведения ее пера принесли бы честь и лучшим нашим поэтам».

В 1811-м увидел свет прозаический сборник – «Сельские вечера», а вскоре после его выхода Бунина была избрана почетным членом литературного общества «Беседы любителей русского слова». В 1812-м на свет появилась вторая часть «Неопытной музы». За «Падение Фаэтона» – повесть на сюжет «Метаморфоз» Овидия – императрица Елизавета Алексеевна пожаловала Анне Буниной золотую лиру, осыпанную бриллиантами. «Какая сильная, живая поэзия!» – оценивал ее творчество В. К. Кюхельбекер.

Надо заметить, что при традиционной у классицистов риторике, выспренности и условности поэтического языка в стихах Анны Буниной нередко пробивалась большая внутренняя напряженность, присутствовали драматизм и острое лирическое чувство.

Слезы иссякли
В мутных очах,
Вздохи престали
Грудь воздымать,
Речь замирает
В хладных устах!..

Пришло признание, а вот здоровье писательницы ухудшалось с каждым днем. Сам М. И. Кутузов просил у Александра I о назначении ей пенсии и этим, как писала поэтесса великому полководцу в феврале 1813 года, устроил судьбу ее «на целый век». Для лечения ее направили в Англию, для чего сам государь оплатил поэтессе дорожные расходы, но, тоскуя по родине, Анна Петровна вернулась домой значительно раньше срока. К этому времени было опубликовано трехтомное собрание ее сочинений…

Болезнь ее оказалась неизлечимой (рак груди), и последние шесть лет Анна Петровна писала, стоя на коленях, – в единственно удобной для нее позе. В 1823 году она поселилась у двоюродного племянника Дмитрия Бунина в селе Денисовка. Последние годы ее жизни прошли в больших страданиях – не помогали ни лучшие врачи, ни кавказские минеральные воды. Но мужественная женщина находила в себе силы работать: трудилась над переводом «Нравственных и философских бесед» шотландского писателя и проповедника Г. Блера.

На пятьдесят шестом году жизни земной путь Буниной завершился. Последнее ее стихотворение «К близким» было напечатано уже посмертно. Анна Петровна оставила «тайные записки» для любимого племянника, сына ее сестры Марии Петровны – писателя, актера, героя Отечественной войны 1812 года Петра Семенова. Судьба этих «Записок» неизвестна…

Творчество Анны Буниной высоко ценили поэты-современники. Ее называли «русской Сапфо» и «девятой музой». Творчество ее, сегодня воспринимаемое как архаичность, дало немалый импульс поэтессам последующих поколений.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: