Знаменитые женщины > Камилла Клодель

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Камилла Клодель

Художницы, скульпторы, модельеры - - Опубликовано 10.05.2008 в 23:40

(1864-1943)

Камилла Клодель

В 1882 году восемнадцатилетняя Камилла Клодель приехала в Париж, чтобы поступить в Школу изящных искусств.

Но для женщин, даже таких талантливых, двери Школы были тогда накрепко закрыты. И тогда Камилла вместе с несколькими единомышленницами, решившими заняться скульптурой, организовала частные курсы. На «должность» мэтра пригласили знаменитого в ту пору Альфреда Буше. В скором времени, пораженный работами Камиллы, наставник показал их директору Школы изящных искусств. Тот поставил «диагноз»: дескать, ваша подопечная брала уроки у господина Родена. Да нет, не брала и вообще ничего не слышала о нем в своем заштатном городке Вильневе! Но имя человека, ставшего главным в ее судьбе, было уже названо…

Собравшись надолго в Италию, Буше попросил именно Родена подменить его на девичьих курсах. Особо нахваливал работы одной из курсисток. А тот с удивлением обнаружил сходство ее произведений с его собственными…

Прошло два года, и скульптор пригласил Камиллу работать в его мастерской – уже в качестве ближайшей помощницы, иногда натурщицы. Те, кто заглядывал в мастерскую на Университетской улице и видел их рядом, в одинаковых черных халатах, перемазанных гипсом, обращали внимание на независимость, с какой держалась ученица. Она жадно впитывала все, что давал мастер, но одновременно, совершенно на равных с ним, делала свою собственную работу. Он лепил ее портреты, она – его. И еще много других бюстов-портретов, в которых, несмотря на формальную верность классицизму, уже прорывался наружу ее мятежный дух. Они работали до рассвета по пять-шесть дней в неделю, пока пальцы Родена еще в силах были мять непокорную глину, постепенно повторявшую очертания тела его молодой любовницы.

До 1888 года Камилла жила у родителей, которые, по всей вероятности, ничего не знали о личной жизни дочери, не слишком соответствующей правилам поведения барышни из приличной семьи. Роза Бере, постоянная подруга Родена, тоже пока не подозревала о его изменах.

В конце 1888 года мастер приобрел еще одну мастерскую: Фоли Небур – обветшалый особняк, окруженный запущенным садом, который некогда был любовным приютом Жорж Санд и Альфреда де Мюссе. Здесь в качестве его помощницы поселилась Камилла. Вместе с Роденом она вращалась в высших кругах общества, знакомилась с выдающимися людьми той эпохи, бывала у Гонкуров, у Доде.

В 1888 году Камилла Клодель завершила «Забвенье» – свое первое большое произведение (поклонники Родена поспешили увидеть в нем лишь «перепев» его нашумевшего «Поцелуя»). За «Забвеньем» четыре года спустя последовал «Вальс» – вихрь, несущий двоих по волнам музыки и любви. А вслед за «Вальсом» вдруг, как его антипод, явилась «Клото» – неистовая карга, прядущая нить человеческой жизни. И снова последовали снисходительные ухмылки всезнающих судей: «Заимствует, заимствует мадемуазель Клодель у своего великого друга».

Камиллу несказанно бесили эти намеки на плагиат. Ведь она, взяв за основу лучшее у своего наставника, несомненно пошла дальше его: ее скульптуры нежнее и одухотвореннее, и каждый из ее героев – в порыве, в движении, в полете, что не всегда можно сказать о работах, выполненных учителем. А главное, в ее летящих, наполненных чувством фигурах видно биение любящего женского сердца…

Камилла Клодель
«Волна»

Роден по-прежнему делил с ней время и кров. Но он принадлежал и другой женщине, Розе Бере – верной спутнице с молодых трудных лет, в конце концов ставшей законной женой. К ней его привязывало слишком многое: долг, привычка, ощущение прочности существования… Их сын Огюст Эжен, которому упрямый скульптор отказался дать свое имя. Сын всю жизнь был вынужден носить фамилию матери и не ладил с отцом. Позднее он стал бродягой и алкоголиком…

Еще не порвав с Роденом окончательно, Камилла решительно отказалась от совместной жизни с ним. Зарубежные искусствоведы обычно связывают их разрыв с ревностью Родена: мол, у Камиллы был кратковременный роман с еще молодым композитором Клодом Дебюсси. Так это или нет, доподлинно не известно, но Дебюсси до самой смерти держал у себя в кабинете на камине клоделевскую скульптуру «Вальс», попавшую к нему неустановленным путем.

Пора счастья родила свои прекрасные скульптурные образы. Пора разлуки – свои, не менее сильные и выразительные. Из-под рук Камиллы Клодель вышел первый вариант «Зрелого возраста» – юная, коленопреклоненная женщина с мольбой пытается удержать за руку любимого, которого упрямо тянет к себе старуха-смерть. Их руки еще не разомкнулись, герой еще не принял окончательного решения. Во втором варианте, созданном через три года, старость властно уводит за собой покорившегося, смирившегося мужчину…

К этому времени разрыв с Роденом стал бесповоротен. Он все больше отдалялся от своей возлюбленной и помощницы, захваченный водоворотом славы. В 1896-м Камилла попросила передать скульптору, чтобы он не приходил к ней, но окончательно их отношения оборвались лишь пару лет спустя. Нищета одолела Камиллу, хоть ей помогали и отец, и брат Поль. Ей приходилось зарабатывать на жизнь, изготовляя модели предметов обихода, например ламп или пепельниц.

Мэтр растерянно жаловался друзьям на «непонятный» уход Камиллы, но не просил ее вернуться. Зная о ее катастрофическом безденежье, хлопотал, чтоб пристроить работы «своей ученицы» на ту или иную выставку. Но при этом незаметно чинил препятствия заключению договора на покупку государством «Зрелого возраста» – очевидно, не хотелось выставляться на всеобщее обозрение в таком вот неприглядном облике «мягкотелого любовника»…

В 1902 году Камилла отказалась от заманчивого предложения выставиться в Праге, лишь бы только ее работы не экспонировались рядом с роденовскими. Она написала устроителям выставки:

«Конечно, в Праге, если я соглашусь выставиться бок о бок с г-ном Роденом, чтоб он мог, как ему того хотелось бы, изображать моего покровителя, давая понять, что мои работы всем обязаны его наставлениям, я имела бы некоторые шансы на успех, который, исходя от него, к нему бы и вернулся. Но я не в настроении и дальше позволять делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку (всеобщему нашему учителю, как он утверждает), для него первое удовольствие издеваться над людьми».

Неприязнь к главному человеку в ее жизни постепенно обратилась в ненависть, а позднее – в настоящую манию преследования: Роден использует ее талант, выдавая ее работы за свои; Роден хочет ее смерти и может подослать к ней наемных убийц и т. д.

Камилле еще предстояло вылепить удивительные и совсем непохожие на все делавшееся ранее вещи, самая неожиданная из которых – жанровая композиция «За разговором»: сплетницы в бане упоенно и деловито обсуждают чью-то личную жизнь… Еще предстояло в 1908 году создать «Ниобиду» – девушку-дитя с теми же чертами лица, что у счастливой героини «Забвенья», в той же самой позе, но теперь одинокую, смертельно раненную в грудь ядовитой стрелой… До последнего мига, пока хватало воли и рассудка, Камилла Клодель в своих скульптурах оставалась собственным биографом.

С 1905 года Камилла стала каждое лето уничтожать, разбивая молотком, все созданное за год. В это время ее двухкомнатная мастерская представляла собой печальную картину разрушения и опустошения. Потом она вызывала возчика, которому поручала увезти и похоронить в каком-нибудь рву эти жалкие бесформенные обломки, после чего клала ключи под циновку и исчезала на целые месяцы, не оставив адреса. Когда у нее появлялись хоть какие-то деньги, она приглашала к себе малознакомых людей, и веселье длилось всю ночь…

В 1909 году Поль Клодель записал в своем дневнике:

«Париж, безумная Камилла… огромная и чумазая, без умолку говорящая монотонным металлическим голосом».

…10 марта 1913 года к дому номер 19, что на Набережной Бурбонов, подъехала карета «скорой помощи». Дюжие санитары бесцеремонно отворили дверь темной квартиры на первом этаже. Ее обитательница – еще довольно красивая 48-летняя женщина – была доставлена в психиатрическую клинику парижского пригорода Виль-Эврар. Сделано это было с согласия членов ее семьи. Затем несчастную перевезли в другую лечебницу – в Мондеверг, забытый Богом угол на юге Франции, где ей предстояло провести тридцать лет и где завершился ее земной путь…

Мать ни разу не навестила ее, не приезжала и сестра Луиза. Так и не простившая ей связи с Роденом, мать отвечала на ее письма суровыми посланиями, первое время адресованными директору приюта. Семья отказалась забирать Камиллу из приюта даже тогда, когда сделать это советовали врачи.

Сама Камилла до конца дней продолжала винить в своих муках того, кого никогда не переставала любить. Тоской и слабой надеждой полны ее письма к родственникам.

«Для всех этих больных – возбужденных, крикливых, буйных, угрожающих другим – здешние порядки необходимы. Но почему же так случилось, что и я тоже вынуждена терпеть этот уклад?»
«Если бы я могла снова вернуться к нормальной жизни, то счастье мое было бы слишком велико, чтобы посметь хоть в чем-то вас ослушаться. Я так настрадалась, что не решилась бы и шага лишнего сделать…»

Мать Камиллы скончалась в 1929-м. В конце 1942 года приютский врач отметил резкое ухудшение общего состояния Камиллы: она постепенно угасала. В сентябре 1943-го узнавший об этом Поль с невероятным трудом пересек оккупированную Францию, чтобы в последний раз повидать сестру… Камилла умерла 19 октября 1943 года в том же Мондеверге, где и была похоронена.

Когда двенадцать лет спустя семья решила перезахоронить прах Камиллы, местное похоронное бюро ответило, что «данный участок кладбища был использован для других служебных нужд, и могила исчезла»…

Все работы Камиллы Клодель спустя годы были размещены в отдельном зале музея Родена. Хотела она того или нет – она воссоединилась с любимым человеком в их общем бессмертии…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (26)


Поиск в Яндекс

Запрос: