Знаменитые женщины > Мари Анн Колло

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Мари Анн Колло

Художницы, скульпторы, модельеры - - Опубликовано 10.05.2008 в 23:39

(1748-1821)

Мари Анн Колло

В 1766 году Этьен Морис Фальконе, главный скульптор Севрской фарфоровой мануфактуры, был приглашен в Петербург. За восемь лет – таковы условия контракта – он должен разработать модель памятника Петру I и подготовить ее к отливке.

Стареющий мастер отправился в чужую страну не один. Все тяготы дальнего пути разделила с ним талантливая ученица, Мари Анн Колло. На момент приезда в Россию ей было всего восемнадцать.

Перед отъездом Фальконе в Россию ему позировал Дидро. И вдруг, когда были нанесены уже последние штрихи, молоток, брошенный с досадой мастером, превратил портрет в груду осколков: Фальконе сравнил свою работу с бюстом, который Мари одновременно делала с той же модели. Победа юной ученицы была слишком очевидной. Фальконе тут же пообещал никогда больше не браться за портреты… А Дидро отныне беспокоился о судьбе юной Мари.

«Если Вы не сделаете счастливым ребенка, последовавшего за Вами к черту, и я об этом узнаю, то берегитесь, этого я Вам никогда не прощу», – писал он Фальконе уже в Россию. А в другом письме вопрошал: «Вы не женаты? Тем хуже для Вас, мой друг, потому что я знаю единственную женщину, на которой Вы в состоянии жениться. Вот уже два года, как все считают Вас мужем и женой…»

На Невском проспекте, в доме напротив Малой Морской, скульптору отвели помещение для мастерской. Во дворе построили наклонный помост, напоминающий пьедестал памятника. Лучшие наездники взлетали на него, поднимали лошадь на дыбы и так, «над пропастью», застывали на мгновение. Фальконе часами наблюдал за движениями коней…

Три раза принимался мэтр за модель головы Петра, но императрица не одобрила ни одну из них. Однажды, когда мастер пришел из дворца особенно печальный и обескураженный, мадемуазель Колло попросила у него разрешения попробовать сделать свой собственный вариант. Девушка проработала всю ночь и на другой день показала учителю готовый эскиз. Фальконе поспешил отвезти его во дворец. Успех был полный.

Екатерина II распорядилась назначить Мари Колло пожизненную пенсию в десять тысяч ливров и избрать ее членом Российской Академии художеств. Это была первая женщина-академик, которой еще не исполнилось даже двадцати лет. Однако изваяние головы Петра, которую мы видим сейчас на памятнике, не принадлежит юному академику. Фальконе заимствовал у своей ученицы лишь портрет: сходство верно и талантливо схвачено ею, но голову он вылепил сам.

…К 1775 году мастер решился приступить к окончательной отливке. Когда работа подходила к концу, случилось непоправимое. Заснул дежуривший у печи литейщик, и расплавленный металл хлынул на деревянный пол. Была уничтожена вся верхняя часть памятника. В начавшемся пожаре пострадал и Фальконе…

Все пришлось начинать заново. Точнее, самому Фальконе предстояло повторить кое-какие отдельные детали, а вот Колло – полностью всю работу…

Мари Анн Колло

Вторая отливка Медного всадника завершилась в 1778 году. Между тем по Петербургу распространились слухи, что Фальконе вообще-то имеет лишь техническое касательство к памятнику… Вспыльчивый скульптор не выдержал великосветских козней и, разгневанный, так и не дождавшись торжественной установки своего детища, покинул Северную Пальмиру. Вслед за ним без сожаления, без прощальных слов оставила Петербург мадам Фальконе. Та, что называлась еще недавно мадемуазель Колло, успела побывать замужем. Только не за самим мэтром, а за его непутевым сыном Пьером, с которым она рассталась через два месяца после свадьбы.

После Медного всадника Фальконе занялся изданием своих теоретических трудов, пытался в путешествиях наверстать то, что было упущено им, сыном швейцарского ремесленника, в голодной нищей юности. Мари все время находилась рядом. Она продолжала работать, и ее новые портреты, выполненные для состоятельных заказчиков, помогали обоим выходить из материальных затруднений.

Она была рядом и в майский день 1783 года, когда старый скульптор упал, разбитый параличом. Впереди – восемь лет в постели, без движения… Сиделкой, сестрой милосердия стала для него Мари. Теперь все заботы о добывании средств к существованию легли на ее хрупкие плечи. Она без устали работала с помощью Машеньки – воспитанницы, привезенной ею из России. Чьей дочерью являлась эта девушка? Фальконе? Самой Мари? Или это было их общее дитя?..

В 1791 году старого мастера не стало. Двумя месяцами позже ушел из жизни и его сын. Мадам Фальконе сложила инструменты, фартуки, собрала рисунки и эскизы. Оставив Париж, хрупкая молчаливая женщина – высокочтимая мадам Фальконе, теперь уже член и Парижской академии, навсегда поселилась в Марильоне – маленьком поместье в Лотарингии. В 1821 году не стало и ее.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


Поиск в Яндекс

Запрос: