Знаменитые женщины > Зинаида Александровна Волконская

Знаменитые женщины

Женщина всегда загадка

Зинаида Александровна Волконская

Писательницы, поэтессы - - Опубликовано 10.05.2008 в 23:22

(1789 или 1792 - 1862)

Зинаида Александровна Волконская

В огромном доме Зинаиды Волконской в украшенных картинами и изваяниями залах собирался литературно-артистический цвет Москвы. Здесь бывали вельможи, ученые, художники, русские поэты и писатели – Пушкин, Жуковский, Боратынский, Дельвиг, Вяземский, Козлов… Душой блестящих собраний и бесед была, конечно же, сама хозяйка – писательница, певица, автор музыкальных сочинений. Гости оставались единодушны в своих суждениях о ее выдающихся талантах. И не только они. Париж рукоплескал пению русской княгини, когда она выступала на сцене частного театра в опере Дж. Россини «Итальянка в Алжире». Мало того – З. А. Волконская и сама написала оперу «Жанна д’Арк» и дебютировала в заглавной роли на своей домашней сцене.

Зинаида Александровна родилась в Италии, в Турине (по одним источникам, в 1789, по другим – в 1792 году). Отец ее, князь Белосельский-Белозерский, почти всю жизнь провел за границей, служа русским посланником то в германских, то в итальянских землях. Он был богат и образован, переписывался с видными французскими литераторами. Мать Зинаиды, урожденная Татищева, умерла, по одним сведениям, при родах, по другим – когда Зизи было три года, и девочку воспитывал отец.

Анна Григорьевна Козицкая, ставшая мачехой Зизи и ее сестры Маши, была на двадцать один год младше мужа и принесла ему огромное состояние. Она намного пережила князя и всегда хорошо относилась к падчерицам.

В 1809 году, уже в Петербурге, Зинаида Белосельская-Белозерская похоронила отца. Через год она вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского – егермейстера двора, боевого офицера – видимо, выполняя посмертную волю отца. Теперь по своему положению она часто бывала при дворе. Ее красота, образованность, талант певицы привлекали к ней всеобщее внимание.

Но подогревался этот интерес, надо признать, в основном привязанностью к ней самого императора: Александр не мог пройти мимо очаровательной молодой княгини. Ее чувство к Александру было вполне искренним – говорили, что это главная любовь в ее жизни. Ее отношения с мужем не сложились и они жили фактически разными домами. Одного из сыновей, рожденных Зинаидой Волконской, молва приписывала императору. Мальчик этот вскоре умер, и княгиня взяла на воспитание лондонского найденыша, похожего, по ее имению, на потерянного сына …

В конце 1824 года Волконская переехала в Москву, где и возник ее знаменитый салон. Еще в Петербурге она начала изучать русскую, скандинавскую историю и словесность. Пыталась даже хлопотать об основании общества для устройства национального музея и публикации литературных памятников старины…

«Тысячеглавое чудовище общественного мнения», говоря словами В. Г. Белинского, побудило писательницу издать результат своих исследований анонимно. Исторический роман «Славянская картина» вышел в Париже в 1824 году. После его публикации на русском языке З. А. Волконская стала первой женщиной, удостоенной избрания в члены Общества истории и древностей российских при Московском университете. По-русски и одновременно по-французски писала Волконская поэму в прозе «Сказание об Ольге».

«Эта замечательная женщина, с остатками красоты и на склоне лет (Зинаиде Волконской исполнилось всего-то тридцать – тридцать пять лет! – Авт.), хотела играть роль Коринны и действительно была нашей русскою Коринною, – вспоминал ее современник А. Н. Муравьев. – …Все дышало грацией и поэзией в необыкновенной женщине, которая вполне посвятила себя искусству. По ее аристократическим связям собиралось в ее доме самое блестящее общество первопрестольной столицы… Страстная любительница музыки, она устроила у себя не только концерты, но и итальянскую оперу… трудно было найти равный ей контральто…»

Действительно: низкий грудной голос княгини сводил с ума и меломанов, и профессиональных композиторов. Среди последних – сам Джоаккино Россини, не пропускавший ее выступлений в салонах Турина, Милана и Венеции… Сочинив для Зинаиды Александровны несколько прекрасных романсов, Россини издал их с посвящением: «Мадам Волконской».

…После неудачного восстания декабристов в 1825 году положение княгини Волконской весьма осложнилось. Многие ее близкие знакомые, в том числе В. Кюхельбекер, а также родной брат мужа, Сергей Волконский, были осуждены и сосланы в Сибирь. За Зинаидой Александровной установили тайный надзор полиции. 27 декабря 1826 года она открыто приняла у себя ехавшую к мужу Марию Николаевну Волконскую – это был почти вызов двору!

С течением времени княгиня постепенно предалась мистическим настроениям. Может, этому отчасти способствовал ранний уход из жизни талантливого поэта Дмитрия Веневитинова, горячо и безнадежно ее любившего? Именно ему подарила Зинаида Александровна бесценный перстень, когда-то снятый с руки юноши, погибшего под лавой в древнем итальянском городе. В своем стихотворении «К моему перстню» Веневитинов завещал друзьям похоронить его с этим дорогим его сердцу талисманом. Его пожелание было исполнено… А в 1930 году, при закрытии кладбища Симонова монастыря, где поэт вроде бы обрел свое последнее пристанище, состоялось перезахоронение Веневитинова в другом месте. Драгоценный перстень, извлеченный тогда из земли, хранится теперь в Литературном музее в Москве. Стоило ли нарушать волю поэта – это другой вопрос…

Второй (или первой?) родиной Волконской по-прежнему оставалась солнечная Италия, где она жила время от времени. В Риме на роскошной вилле гостеприимной хозяйки находили постоянный приют многие русские люди – Н. Гоголь, художники А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский. Молодой и очень красивый художник Федор Бруни постоянно жил в ее доме, исполняя заказы княгини, и безумно (и говорили – безнадежно) влюбился в свою покровительницу. Ее черты можно увидеть на его картине «Милосердие» и в набросках головки Богоматери…

В конце концов Зинаида Александровна решила покинуть Россию, и в феврале 1829-го вместе с семьей и сестрой Марией Власовой навсегда уехала в Италию. Еще до отъезда она приняла католичество. Этому способствовало следующее обстоятельство, обычно замалчиваемое советскими исследователями. В Москве Волконская познакомилась с итальянским графом, певцом-любителем, обладателем чарующего тенора Миниато Риччи. Граф был женат на русской женщине, родственнице декабриста Михаила Лунина, и эта семейная пара нашла горячий прием в салоне Волконской. Дружба между нею и графом вскоре перешла в более близкие отношения, и Риччи оставил жену, чтобы посвятить свою жизнь прекрасной Зинаиде. Ради того, чтобы навсегда быть с возлюбленным, и приняла княгиня Волконская католичество. Риччи отплатил ей настоящей преданностью и до конца своих дней находился рядом с Зинаидой Александровной. Она пережила его всего на два года…

Старость ее, в особенности после кончины мужа, была печальна. Один свидетель, посетивший Волконскую в Риме незадолго до ее смерти, писал: «Прелаты и монахи окончательно разорили ее… Ее дом, все имущество, даже склеп, где лежало тело ее мужа, продано за долги». Зинаида Александровна покинула этот мир в 1862 году.

В 1922 году часть наследия Волконской после смерти ее потомков попала в Гарвард (США), остальное же разошлось по частным собраниям европейских стран.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Поиск по сайту

Реклама

Меню

Из этого раздела

Свежие комментарии

  • Serch: а я ее где-то видел. видимо тоже на фото. раньше ж...
  • Валентина: Мишель Мерсье мой кумир, читала про нее все емуары...
  • Зинульчик: Великолепная статья!!!Спасибо огромное......
  • Андрей Андреев: Анна действительн была последней русской царицей.П...

Реклама


Поиск в Яндекс

Запрос: